Цифровой суицид политического телевидения

В двух прошлых статьях мы выяснили, что аудитория телевидения становится неоднородной. Первое, в чем это выражается, — зрители разных поколений имеют разные предпочтения. Второй момент, несколько миллионов человек могут остаться вовсе без телевидения при прекращении аналогового телевещания.

Все больше людей вообще не смотрят телевизор, а смотрят телевизионную продукцию в интернете. Напомню, что Чемпионат мира по футболу FIFA 2018 смотрели только через интернет 18% зрителей и еще 21%, комбинируя телевидение и интернет.

По оценкам Минпромторга, от 16 до 33 миллионов телеприемников перестанут работать — это тоже сильнейший удар по телевизионной аудитории. Но тут есть и еще один момент. Если в аналоговом телевещании только пять федеральных каналов являются обязательными, то в цифровом телевещании их будет двадцать.

Это означает, что значительно расширится выбор для зрителя. Само по себе это может быть и не плохо, но это будет означать, что телезрители будут больше времени проводить за рамками «обычного» спектра телевещания.

Далее, имеется информация о том, что региональное телевещание на какое-то время сохранится в аналоговом формате. То есть та часть телезрителей, которая не имеет цифрового приемника, получит не пустой экран. Она окажется отрезана от федерального телевещания и окунется с головой в региональное. Смотреть ведь больше будет нечего.

Не стану делать прозрачных намеков на то, что это может усилить какие-то сепаратистские настроения. Это вовсе не обязательно. Но для тех людей, у которых телевизор является на сегодняшний день доминирующим источником информации, — мир резко изменится. Он сожмется до регионального уровня, и они станут получать информацию не с точки зрения Москвы, а с позиции региональных элит и местных медиа-магнатов. О событиях в других регионах страны информацию получать перестанут практически полностью.

Как эту ситуацию будут воспринимать жители регионов страны — сложно предсказать. Но местное руководство совершенно свободно сможет воспользоваться этой ситуацией в своих интересах. Раньше оно было обязано транслировать пять федеральных телеканалов. Теперь оно будет обязано транслировать двадцать цифровых федеральных каналов, которые будут достигать не всех, а региональные каналы будут достигать всех.

Кроме того, существует весьма значимая доля телезрителей, которые пользуются услугами платного телевещания. «ТМТ Консалтинг» подсчитал, что «количество абонентов платного ТВ в России по итогам II квартала текущего года выросло на 0,5% по сравнению с предыдущим кварталом до отметки в 43,4 млн».

Этих абонентов вопрос о цифровизации вовсе не касается, поскольку их телеприемники уже принимают тем или иным способом цифровое ТВ — и при этом не только двадцать обязательных каналов, но и дополнительный пакет.

Обратим внимание на то, что согласно исследованиям Mediascope, жанровые предпочтения телезрителей платных каналов довольно серьёзно отличаются от таковых среди зрителей бесплатных каналов.

Скриншот сайта mediascope.net
Скриншот сайта mediascope.net

Из диаграммы видно, что новостные и социально-политические передачи не пользуются спросом среди зрителей платных каналов. Смещение наблюдается в сторону развлекательного контента.

В совокупности мы получаем картину, в которой:

  • часть телезрителей уходит в интернет;
  • часть телезрителей либо перестанут вообще смотреть телевизор, либо окунутся в региональную проблематику;
  • часть телезрителей распределится по новым телеканалам из обязательного пакета цифрового вещания;
  • часть телезрителей пользуются услугами платного ТВ и имеют иные вкусовые предпочтения.

Все это означает, что центральные федеральные информационные каналы, которые долгие десятилетия были основой единого информационного пространства страны — потеряют значительную аудиторию.

Люди фактически перестанут быть информированными о ситуации в стране. И это на фоне того, что в целом доля людей, интересующихся актуальными вопросами жизни страны, имеет тенденцию к снижению. Две важнейшие телепередачи — «Большая пресс-конференция Путина» и «Прямая линия с Владимиром Путиным» теряют аудиторию уже не первый год.

Прошедшую 20 декабря 2018 года пресс-конференцию посмотрело 6,78 млн телезрителей по данным Mediascope. Это самый низкий показатель за всю историю подобных пресс-конференций. В 2017 году пресс-конференцию посмотрели 7,1 млн человек, в 2016 — 6,8 млн, в 2015 и 2014 годах — 7,7 млн и 7,9 млн зрителей соответственно. Похожая ситуация с «Прямой линией»

Скриншот сайта bbc.com
Скриншот сайта bbc.com

Тут следует отметить, что, по данным Mediascope, хотя бы один час соревнований Чемпионат мира по футболу FIFA 2018 в России посмотрело 60% населения. То есть политика не входит в список популярных тем среди телезрителей, сильно уступая футболу.

Итак, мы имеем две тенденции:

  • расщепление аудитории по возрастам, интересам и технологическому оснащению;
  • снижение интереса к социально-политической составляющей телеэфира.

Эти тенденции ведут к тому, что больше не останется централизованных инструментов формирования общественного мнения и политической повестки. У зрителей, с одной стороны, теряется интерес к такой повестке, а с другой — расширяется выбор. К этому прибавляется принудительное выключение части телезрителей «аналогового диапазона».

До сих пор телевидение было одним из ключевых факторов информационного влияния в российской политике. Если окажется, что значительная часть населения будет выведена за скобки федерального телевещания, и продолжится тенденция отказа населения от просмотра телевизора вообще, то общество может оказаться в новой политической реальности, где политику страны формирует множество мелких и средних субъектов, в том числе регионального уровня.

Мелкие и средние СМИ уже не будут казаться такими мелкими, поскольку крупные федеральные СМИ утратят свое влияние и аудиторию. Иными словами, исчезнет информационный мейнстрим.

Это, в свою очередь, может привести к тому, что популярность крупных политических сил снизится, поскольку их рейтинги, как правило, корректируются именно телевидением. При этом возрастет роль мелких и средних общественно-политических сил, которым будет проще пробить себе дорогу.

Следует напомнить, что на сентябрь 2019 года намечены выборы в Думу. Описанная ситуация окажет непредсказуемое влияние на результаты выборов. Те политические силы, которым для победы необходимы ресурсы центрального ТВ, — могут оказаться, мягко говоря, в неловкой ситуации.

И напротив, те силы, которые развивали альтернативные каналы информирования, могут оказаться в более выгодном положении, поскольку их аудитории ничего не грозит, а их влияние за счет снижения аудитории телевидения даже возрастет.

Как эти обстоятельства повлияют на выборы, общество и ситуацию в стране в целом — покажет время. Сейчас же очевидно, что эпоха, в которой политику делали те, кто владеет телевидением, — уходит. Произойдет это не мгновенно, большие дирижабли терпят крушение долго. Но процесс этот уже набрал обороты, и нововведение в виде принудительной цифровизации телевидения еще сильнее его ускорит.

Источник

Юрий Носов