В двух прошлых статьях мы выяснили, что аудитория телевидения становится неоднородной. Первое, в чем это выражается, — зрители разных поколений имеют разные предпочтения. Второй момент, несколько миллионов человек могут остаться вовсе без телевидения при прекращении аналогового телевещания.
Все больше людей вообще не смотрят телевизор, а смотрят телевизионную продукцию в интернете. Напомню, что Чемпионат мира по футболу FIFA 2018 смотрели только через интернет 18% зрителей и еще 21%, комбинируя телевидение и интернет.
По оценкам Минпромторга, от 16 до 33 миллионов телеприемников перестанут работать — это тоже сильнейший удар по телевизионной аудитории. Но тут есть и еще один момент. Если в аналоговом телевещании только пять федеральных каналов являются обязательными, то в цифровом телевещании их будет двадцать.
Это означает, что значительно расширится выбор для зрителя. Само по себе это может быть и не плохо, но это будет означать, что телезрители будут больше времени проводить за рамками «обычного» спектра телевещания.
Далее, имеется информация о том, что региональное телевещание на какое-то время сохранится в аналоговом формате. То есть та часть телезрителей, которая не имеет цифрового приемника, получит не пустой экран. Она окажется отрезана от федерального телевещания и окунется с головой в региональное. Смотреть ведь больше будет нечего.
Не стану делать прозрачных намеков на то, что это может усилить какие-то сепаратистские настроения. Это вовсе не обязательно. Но для тех людей, у которых телевизор является на сегодняшний день доминирующим источником информации, — мир резко изменится. Он сожмется до регионального уровня, и они станут получать информацию не с точки зрения Москвы, а с позиции региональных элит и местных медиа-магнатов. О событиях в других регионах страны информацию получать перестанут практически полностью.
Как эту ситуацию будут воспринимать жители регионов страны — сложно предсказать. Но местное руководство совершенно свободно сможет воспользоваться этой ситуацией в своих интересах. Раньше оно было обязано транслировать пять федеральных телеканалов. Теперь оно будет обязано транслировать двадцать цифровых федеральных каналов, которые будут достигать не всех, а региональные каналы будут достигать всех.
Кроме того, существует весьма значимая доля телезрителей, которые пользуются услугами платного телевещания. «ТМТ Консалтинг» подсчитал, что «количество абонентов платного ТВ в России по итогам II квартала текущего года выросло на 0,5% по сравнению с предыдущим кварталом до отметки в 43,4 млн».
Этих абонентов вопрос о цифровизации вовсе не касается, поскольку их телеприемники уже принимают тем или иным способом цифровое ТВ — и при этом не только двадцать обязательных каналов, но и дополнительный пакет.
Обратим внимание на то, что согласно исследованиям Mediascope, жанровые предпочтения телезрителей платных каналов довольно серьёзно отличаются от таковых среди зрителей бесплатных каналов.
Из диаграммы видно, что новостные и социально-политические передачи не пользуются спросом среди зрителей платных каналов. Смещение наблюдается в сторону развлекательного контента.
В совокупности мы получаем картину, в которой:
- часть телезрителей уходит в интернет;
- часть телезрителей либо перестанут вообще смотреть телевизор, либо окунутся в региональную проблематику;
- часть телезрителей распределится по новым телеканалам из обязательного пакета цифрового вещания;
- часть телезрителей пользуются услугами платного ТВ и имеют иные вкусовые предпочтения.
Все это означает, что центральные федеральные информационные каналы, которые долгие десятилетия были основой единого информационного пространства страны — потеряют значительную аудиторию.
Люди фактически перестанут быть информированными о ситуации в стране. И это на фоне того, что в целом доля людей, интересующихся актуальными вопросами жизни страны, имеет тенденцию к снижению. Две важнейшие телепередачи — «Большая пресс-конференция Путина» и «Прямая линия с Владимиром Путиным» теряют аудиторию уже не первый год.
Прошедшую 20 декабря 2018 года пресс-конференцию посмотрело 6,78 млн телезрителей по данным Mediascope. Это самый низкий показатель за всю историю подобных пресс-конференций. В 2017 году пресс-конференцию посмотрели 7,1 млн человек, в 2016 — 6,8 млн, в 2015 и 2014 годах — 7,7 млн и 7,9 млн зрителей соответственно. Похожая ситуация с «Прямой линией»
Тут следует отметить, что, по данным Mediascope, хотя бы один час соревнований Чемпионат мира по футболу FIFA 2018 в России посмотрело 60% населения. То есть политика не входит в список популярных тем среди телезрителей, сильно уступая футболу.
Итак, мы имеем две тенденции:
- расщепление аудитории по возрастам, интересам и технологическому оснащению;
- снижение интереса к социально-политической составляющей телеэфира.
Эти тенденции ведут к тому, что больше не останется централизованных инструментов формирования общественного мнения и политической повестки. У зрителей, с одной стороны, теряется интерес к такой повестке, а с другой — расширяется выбор. К этому прибавляется принудительное выключение части телезрителей «аналогового диапазона».
До сих пор телевидение было одним из ключевых факторов информационного влияния в российской политике. Если окажется, что значительная часть населения будет выведена за скобки федерального телевещания, и продолжится тенденция отказа населения от просмотра телевизора вообще, то общество может оказаться в новой политической реальности, где политику страны формирует множество мелких и средних субъектов, в том числе регионального уровня.
Мелкие и средние СМИ уже не будут казаться такими мелкими, поскольку крупные федеральные СМИ утратят свое влияние и аудиторию. Иными словами, исчезнет информационный мейнстрим.
Это, в свою очередь, может привести к тому, что популярность крупных политических сил снизится, поскольку их рейтинги, как правило, корректируются именно телевидением. При этом возрастет роль мелких и средних общественно-политических сил, которым будет проще пробить себе дорогу.
Следует напомнить, что на сентябрь 2019 года намечены выборы в Думу. Описанная ситуация окажет непредсказуемое влияние на результаты выборов. Те политические силы, которым для победы необходимы ресурсы центрального ТВ, — могут оказаться, мягко говоря, в неловкой ситуации.
И напротив, те силы, которые развивали альтернативные каналы информирования, могут оказаться в более выгодном положении, поскольку их аудитории ничего не грозит, а их влияние за счет снижения аудитории телевидения даже возрастет.
Как эти обстоятельства повлияют на выборы, общество и ситуацию в стране в целом — покажет время. Сейчас же очевидно, что эпоха, в которой политику делали те, кто владеет телевидением, — уходит. Произойдет это не мгновенно, большие дирижабли терпят крушение долго. Но процесс этот уже набрал обороты, и нововведение в виде принудительной цифровизации телевидения еще сильнее его ускорит.
Юрий Носов