ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ЗАЩИТЫ СЕМЬИ
«РОДИТЕЛЬСКОЕ ВСЕРОССИЙСКОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ»
АНАЛИЗ
Проекта № 249303-6 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
Об основах социального обслуживания граждан
Российской Федерации
(Об основах социального обслуживания населения
в Российской Федерации)
(текст ко второму чтению)
Законопроект внесён на рассмотрение в Государственную Думу Распоряжением от 29 марта 2013 г. N 468-р Правительства Российской Федерации.
Ответственный комитет - Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов, соисполнители - Комитет по вопросам семьи, женщин и детей, Комитет по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, Комитет по охране здоровья.
Постановлением от 14 мая 2013 г. N 2203-6 ГД Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановила:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона N 249303-6 "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", внесённый Правительством Российской Федерации.
Законопроект был включён в Примерную программу законопроектной работы Государственной Думы ФС РФ на октябрь 2013 года. Назначен к рассмотрению в Государственной Думе РФ во втором чтении на 18 декабря 2013 года.
Законопроект разработан взамен действующих в настоящее время Федеральных законов от 02.08.1995 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", от 10.12.1995 N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", в связи с чем, согласно п. 1, 2 ст. 36 Законопроекта, оба признаются утратившими силу.
Как явствует из пояснительных записок и комментариев, положения проекта Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" систематизируют и регламентируют фактически сложившуюся в субъектах Российской Федерации практику организации социального обслуживания населения.
Принятие законопроекта дополнительных финансовых расходов из федерального бюджета не потребует.
Попытаемся проанализировать Законопроект с целью уточнения, так ли была нужна новая редакция закона и какие «необходимые» нововведения в него заложены.
Хотелось бы отметить значительное изменение Законопроекта ко второму чтению, как бы поменявшему вектор с заботы о поставщике социальных услуг на заботу о их получателе.
В законопроект внесены удачные новеллы, такие, как часть 4, статьи 19. Формы социального обслуживания и условия предоставления социальных услуг:
4. При предоставлении социальных услуг в стационарной форме либо в полустационарной форме социального обслуживания обеспечиваются следующие условия:
1) для граждан, имеющих стойкие расстройства функций организма и (или) структур, связанных с движением, - возможность для самостоятельного передвижения по территории организации социального обслуживания, входа, выхода и перемещения внутри такой организации (в том числе для передвижения в креслах-колясках), отдыха в сидячем положении, а также доступное размещение оборудования и носителей информации;
2) для граждан, имеющих стойкие расстройства функций зрения и (или) структур глаза, - дублирование текстовых сообщений голосовыми сообщениями, оснащение организации социального обслуживания знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, сопровождение работниками такой организации, ознакомление с их помощью с надписями, знаками и иной текстовой и графической информацией на территории такой организации, допуск тифлосурдопереводчика, допуск собак-проводников;
3) для граждан, имеющих стойкие расстройства функций слуха и (или) структур органов слуха, - дублирование голосовой информации текстовой информацией, надписями и (или) световыми сигналами, предоставление информации о предоставляемых социальных услугах посредством русского жестового языка (сурдоперевода), доступ сурдопереводчика;
4) для граждан, имеющих стойкие расстройства функций обеих верхних конечностей и (или) их структур, – оказание посторонней помощи при выполнении действий, которые необходимо выполнять руками, в целях обеспечения доступности объекта, услуги;
5) для граждан, имеющих стойкие расстройства психических функций и (или) структур головного мозга, – сопровождение при передвижении по территории организации социального обслуживания, а также при пользовании услугами, предоставляемыми такой организацией.
Исполнение закона в этой части предоставит гражданам, имеющим различные физические недостатки, более комфортные условия для нахождения и проживания в учреждениях системы социального обслуживания.
Статья 25, часть 3. устанавливает, что в Реестре поставщиков социальных услуг должна содержаться следующая информация:
14) информация о результатах проведённых проверок;
15) информация об опыте работы поставщика социальных услуг за последние пять лет.
В результате раскрытия указанной информации и органы социального обслуживания, и граждане вправе будут выбрать организацию для выполнения индивидуальной программы, имеющую какие-либо преимущества перед другими поставщиками услуг.
Для многих видов услуг будет полезной статья 34. Общественный контроль в сфере социального обслуживания, из текста которой следует, что
Общественный контроль в сфере социального обслуживания осуществляется гражданами, общественными организациями и иными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах установленной компетенции оказывают содействие гражданам, общественным организациям и иным организациям при осуществлении общественного контроля в сфере социального обслуживания.
Следовательно, не только просемейные общественные организации, но и обычные граждане будут иметь право вступиться за «получателя социальных услуг» при превышении должностными лицами различных органов своих полномочий, и, кроме того, органы государственной власти обязаны будут оказывать содействие гражданам и организациям в проведении общественного контроля.
К сожалению, неопределённые формулировки законопроекта (неограниченный круг лиц, допускаемых к контролю, а также, получателей социальных услуг, видов предоставляемых услуг) дают простор для злоупотреблений, и даже такую прогрессивную норму, как выше упомянутая, можно превратить, например, в инструмент для сведения счётов между конкурирующими организациями, для получения конфиденциальной информации, касающейся семейных отношений и т.п. Несомненно, противозаконно какое-либо вторжение в жилище посторонних граждан с проверками, в то время, как проверка качества предоставляемых услуг в доме престарелых и инвалидов будет общественно полезна. Таким образом, необходимо разграничить сферы услуг, общественный контроль над качеством исполнения которых необходим, а которых – невозможен.
Вселяет надежды на стабильность ситуации в сфере социального обслуживания статья 35. Переходные положения:
1. Издаваемый в связи с принятием настоящего Федерального закона перечень социальных услуг, предоставляемых организациями социального обслуживания в субъекте Российской Федерации, не может быть сокращён по сравнению с установленным в субъекте Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2014 года перечнем социальных услуг, предоставляемых организациями социального обслуживания, в субъекте Российской Федерации.
2. В рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком предоставления социальных услуг в субъекте Российской Федерации, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг организациями социального обслуживания в субъекте Российской Федерации и условия её предоставления в соответствии с настоящим Федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на 31 декабря 2014 года, а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 года.
Таким образом, законопроект не ухудшает (или так представляется) положение граждан в плане объёма, регулярности, условий получения социальных услуг.
Тем не менее, замечания к законопроекту, не смотря на его корректировку ко второму чтению, остаются.
- Само понятие соц.обслуживания сýжено.
Статья 3. закрепляет основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе:
1) социальное обслуживание граждан (далее – социальное обслуживание) – деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам в целях улучшения условий их жизнедеятельности и (или) расширения возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
Данное определение по смыслу ýже действующего, предусмотренного статьёй 1. Федерального Закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ
(в ред. Федеральных законов от 10.07.2002 N 87-ФЗ, от 25.07.2002 N 115-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ), в котором кроме услуг упоминаются и другие виды помощи, выказывается забота государства о своих гражданах:
«Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации».
Социальным обслуживанием в отменяемом законе называются конкретные, перечисленные в отдельных его статьях виды помощи (8. Материальная помощь в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе; 9-10. соц.обслуживание на дому и в стационаре; 11. предоставление временного приюта; 12. дневное пребывание в учреждениях социального обслуживания; 13. консультативная помощь; 14. реабилитационные услуги; 15-16. бесплатная помощь детям в гос. соц. службах.).
В Законопроекте перечень услуг открыт: «примерный перечень» утверждается федеральными органами (ст.7, ч.1, п.4), точные - оставлены на усмотрение субъектов Российской Федерации (ст.8, п.9). Понятие «социальной услуги» только ограничено целью – «в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности».
Имело бы смысл, на наш взгляд, оставить действующую редакцию, поскольку в настоящее время соц. обслуживание включает в себя не только услуги, но и социальную поддержку, материальную помощь, социальную адаптацию и реабилитацию граждан, тогда как в предлагаемом проекте и помощь названа услугой, что меняет смысл и отношение к ней.
- Рыночность
При первом прочтении проекта создаётся впечатление, что новый Законопроект – это всего-навсего компиляция из статей действующих законов, однако бросается в глаза неприкрытая «рыночность», заложенная в нормы проекта.
Статья 8
21) разработка и реализация мероприятий по формированию и развитию рынка социальных услуг, в том числе по развитию негосударственных организаций социального обслуживания;
Статья 30
3. … Финансовое обеспечение предоставления социальных услуг негосударственными организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по социальному обслуживанию, а также предоставляющими социальные услуги социально ориентированными некоммерческими организациями осуществляется посредством предоставления субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, проведения закупок социальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд…
С учётом разнообразных форм и видов социальных услуг, которые будут поставляться различным категориям граждан (ст. 20, 21 Законопроекта), напрашивается вывод, что Российская Федерация с 01 января 2015 года превратится в один большой рынок, где наперебой будут разыгрываться различные тендеры, делаться госзакупки, раздаваться субсидии, а с учётом масштабной деятельности различных «детских» фондов, имеющих разветвлённую сеть филиалов и дружественных «некоммерческих» организаций, ориентированных исключительно на социальные услуги, российский бюджет не справится с поставленными перед ним задачами по другим расходным статьям.
На фоне отсутствия чёткого перечня бесплатно предоставляемых услуг и видов бесплатной помощи к месту и не к месту в тексте проекта вставлена «бесплатная основа», но не услуг (о чём хотелось бы узнать поподробнее), а лишь информации об услугах и их поставщиках.
Ст. 8:
15) обеспечение бесплатного доступа к информации о поставщиках социальных услуг, предоставляемых ими социальных услугах, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги, в том числе через средства массовой информации, включая размещение информации на официальных сайтах в сети "Интернет";
Ст. 9:
2) получение бесплатно в доступной форме информации о своих правах и обязанностях, о видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и стоимости социальных услуг для их получателя, а также о поставщиках социальных услуг;
Ст. 12:
4) предоставлять получателям социальных услуг или их законным представителям бесплатно информацию об их правах и обязанностях, о видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и стоимости социальных услуг для их получателя, в том числе в форме, доступной для инвалидов и иных лиц, имеющих стойкие расстройства функций организма.
Как неуместное, слово «бесплатно» предлагается убрать из приведённых выше пунктов, чтобы не вводить потребителей и исполнителей услуг в заблуждение.
- Неконституционные нормы
Законопроектом вводятся неконституционные нормы, посягающие на неприкосновенность частной жизни (ст. 23 Конституции РФ, ч. 1, 2 ст. 137 УК РФ), позволяющие произвольно вмешиваться в дела семьи (ст. 1 Семейного кодекса РФ), выходящие за рамки правового регулирования, не соответствующие п.1, 2 статьи 3 проекта, в связи с чем не имеющие отношения к представленному законопроекту.
В ст. 3 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе», даётся понятие «профилактики»:
6) профилактика обстоятельств, обусловливающих потребность в социальном обслуживании, – система мер, направленных на выявление и устранение причин, послуживших основанием ухудшения условий жизнедеятельности граждан, снижения возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
Абсурдность предложенной нормы очевидна (так же, как и п. 3 ч. 2 ст. 7, п. 8 ст. 8): под благовидным предлогом вводится тотальный контроль над гражданами, с целью большего охвата населения социальными услугами, а, следовательно, и получения большего финансирования организациями, предоставляющими эти услуги.
Правильность суждения подтверждается высказыванием Нелли Струтинской, уполномоченным по правам ребёнка в республике Коми: «Считаю, что любая семья (не только соцриска), должна находиться под пристальным вниманием соответствующих органов, дабы вовремя ей оказать помощь (— http://www.kzsrk.ru/news/3901/ ).
Статья 29. Профилактика обстоятельств, обусловливающих
потребность в социальном обслуживании предусматривает:
1. Профилактика обстоятельств, обусловливающих потребность гражданина в социальном обслуживании и установленных статьёй 15 настоящего Федерального закона, осуществляется путём:
1) организации обследований условий жизнедеятельности граждан, определения причин, влияющих на ухудшение этих условий;
2) мониторинга данных государственной статистической отчётности, проведения при необходимости выборочных социологических опросов.
2. Мероприятия по профилактике обстоятельств, обусловливающих потребность гражданина в социальном обслуживании, осуществляются в рамках региональных целевых программ социального обслуживания, утверждённых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Поскольку сам законопроект не содержит перечня «мероприятий по профилактике обстоятельств» (как понимаем, перечень которых не ограничен), эта норма вызывает серьёзное беспокойство за соблюдение законности при её правоприменении.
В статье 15. Признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании сказано, что
Гражданин признаётся нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности гражданина и (или) снизить возможность самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности:
1) полная или частичная утрата способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
2) наличие в семье инвалида, инвалидов, в том числе ребёнка-инвалида, детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
3) наличие ребёнка, детей (в том числе детей, находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;
4) отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребёнком, детьми, а также отсутствие попечения;
5) наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье, социально опасного положения несовершеннолетних;
6) отсутствие определённого места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трёх лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
7) отсутствие работы и средств к существованию;
8) наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан и (или) снизить их возможности самостоятельно обеспечивать основные жизненные потребности.
Теперь попробуем представить, какие из перечисленных обстоятельств поддаются профилактике путём мониторинга, осмотра жилища? Преклонный возраст, инвалидность, болезнь, одиночество, сиротство, малообеспеченность, безработица, отсутствие определённого места жительства? Видимо, в этих случаях - это задача не решаемая. Тогда остаются: безнадзорность, конфликты и жестокое обращение, трудности в социальной адаптации.
Возможно, эта норма и могла бы быть действенной, но только не в рамках закона о социальных услугах и с другими исполнителями. Поскольку в заключении Правительства РФ сказано, что дополнительного финансирования данный закон не требует, а в действующем законе не предусмотрено проведение каких-либо профилактических мер, финансирование «под профилактику» по новому закону не заложено.
Кстати, Федеральный Закон от 24.06.99 N 120-ФЗ (ред. от 07.05.2013 с изменениями, вступившими в силу с 08.05.2013) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» благополучно действует.
В статье 1 упомянутого закона даётся определение:
профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (что конкретнее и определённее, чем «профилактика оснований») – система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
В Законе № 120 ФЗ регламентирован комплексный подход к проблеме профилактики социально опасного положения. Закон не отменён, вследствие чего нет никакой необходимости устраивать конкуренцию норм.
- Понятие социального сопровождения (ст.22)
Ещё одна новелла, вводящая западные технологии в нашей стране – статья 22.Содействие в предоставлении медицинской, педагогической, психологической, социальной юридической помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение):
1. При необходимости гражданам, в том числе родителям, опекунам, попечителям, иным законным представителям несовершеннолетних детей, оказывается содействие в предоставлении медицинской, педагогической, психологической, социальной, юридической помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение).
Согласно п. 5 ч. 2 статьи 28 Регламент межведомственного взаимодействия устанавливает:
5) механизм реализации мероприятий по содействию в предоставлении помощи, не относящейся к социальным услугам (социальному сопровождению), а также мероприятий по предоставлению такой помощи.
Ни в одной статье законопроекта не упомянуто, что «социальное сопровождение» устанавливается с согласия и по заявлению гражданина или его представителя (ст. 7, ч. 2, п. 3, 11; ст. 8, п. 23; ст. 12 п. 9; ст. 28, ч. 2 п. 5). Оно осуществляется «при необходимости», однако не указанно, кто её определяет.
Вопрос этот решается на уровне межведомственного взаимодействия, и, значит, сопровождение может быть навязано гражданину. По сути, эта норма - дополнительный шанс установить контроль над семьёй.
Суть «оказываемого содействия в предоставлении» не расшифрована.
Между тем, в Российской Федерации принят и действует Федеральный Закон от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (с изменениями от 07.05.2013 N 104-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ), на основании которого уже сейчас органы социальной защиты вправе разрабатывать программу социальной адаптации совместно с гражданином, включать в неё мероприятия, которые направлены на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.
Между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина заключается социальный контракт – соглашение, в соответствии с которым орган соцзащиты обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.
Таким образом, действительно решается вопрос о преодолении трудной жизненной ситуации, а не делается озабоченный вид.
Регламентированные статьями 22 и 29 мероприятия не имеют отношения к социальным услугам в понятиях законопроекта (ст.3). То есть не относятся к предмету регулирования предлагаемым законом, в силу этого на мероприятия в отношении граждан, проводимые согласно этим статьям, не распространяется принцип добровольности социальных услуг (ст.4, п.5).
Вывод: в законе под завесой добровольности принятия социальных услуг вводятся формы вмешательства в личную жизнь, которые не являются услугами, и поэтому их добровольность не защищается - это социальный патронат (под названием “социальное сопровождение”) и право обследования условий жизни для профилактики.
В остальном закон не представляет существенной новизны.
- Бессубъектная норма
Часть 7 ст. 16 проекта предусматривает, что в случае получения (не указано – кем?) от медицинских, образовательных или иных организаций, не входящих в систему социального обслуживания, информации о гражданах, нуждающихся в предоставлении социальных услуг, социальные услуги предоставляются (не указано - кем, по чьей инициативе?) в соответствии с индивидуальной потребностью каждого гражданина до составления индивидуальной программы.
Эта норма требует разъяснений и уточнений, поскольку из текста не очевидна необходимость нарушения установленного настоящим законопроектом порядка предоставления услуги.
Действуя по статьям главы 5, можно, не спрашивая гражданина, возбудить обращение о предоставлении ему социального обслуживания (ст.14), признать его нуждающимся в нём (ст.15), рекомендовать ему индивидуальную программу обслуживания (ст.16, пп.1, 3), обязательную для исполнителя (ст.16, п.3), которая может включать и мероприятия, указанные в ст.22, на которые не распространяется принцип добровольности, а в срочном случае (ст.16, п.7) и оказать услугу без такой программы.
Правда, гражданин может (ст.18) отказаться от социального обслуживания в письменной форме (презумпция согласия?). Но: мероприятия, упомянутые в ст.22, не относятся к соц.обслуживанию, значит, требования статьи 18 на них не распространяются.
- Закрытость информации
В части 3 статьи 24. Информационные системы в сфере социального обслуживания указано, что «Информация, содержащаяся в информационных системах, используется в целях мониторинга социального обслуживания, проведения регионального контроля в сфере социального обслуживания в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона и в иных целях, определённых федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации».
Использование информации о получателях социальных услуг должно быть конкретизировано с целью исключения злоупотреблений со стороны заинтересованных лиц, «иные цели» должны быть раскрыты в законопроекте.
Как итог, следует вывод: новый законопроект, по сравнению с действующими законами, упоминавшимися в Анализе, создаст множество проблем с правоприменением. При детальном рассмотрении особых преимуществ для граждан при принятии нового закона не усматривается, зато не исключаются нарушения прав, которые ждут получателей социальных услуг.
В настоящее время Государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб по основным видам, определённым Федеральным законом от 10.12.1995 N 195-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", в порядке и на условиях, которые устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ).
В случае принятия нового Закона, Государство в роли менеджера станет гарантом стабильного заработка поставщиков социальных услуг.
Аналитический отдел
Общероссийской Общественной организации
защиты семьи
«Родительское Всероссийское Сопротивление»