Исследование, проведенное американскими учеными доказало, что у ребенка, который проводит хотя бы пять дней без мобильных телефонов, компьютера и телевизора, улучшаются социальные навыки, сообщает РИА "Новости".
Ученые из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе провели исследование, в ходе которого выяснили, что гаджеты лишают детей распознавать эмоции других людей, пишет Tech Times.
"Многие люди считают большим преимуществом использование гаджетов, например, в образовании ", — рассказывает автор исследования Патриция Гринфилд. – Однако немногие задумываются о последствиях. Все думают, что распознавание человеческих эмоций – это естественная человеческая способность, но и ее нужно постоянно тренировать".
В исследовании Патриции принял участие 51 ребенок. Всех детей отвезли в лагерь на природу и разделили на две группы: одной запретили пользоваться любыми гаджетами, другой же все было разрешено. Через пару дней ученые провели тест, в котором просили угадать детей эмоции на фотографиях и видеороликах. Группа, которая не пользовалась гаджетами, справилась лучше. А вот у второй группы возникли сложности с восприятием чужих эмоций.
Данное исследование доказало, что у ребенка, который проводит хотя бы пять дней без мобильных телефонов, компьютера и телевизора, улучшаются социальные навыки.
"Вы не сможете распознать невербальные эмоциональные сигналы от голубого экрана так, как вы бы это сделали лицом к лицу с другим человеком", — говорит один из ученых. – Если вы не практикуете "живое общение", вы сможете быстро потерять самые важные социальные навыки".
Снижение социальных навыков у детей, активно пользующихся гаджетами, происходит не только из-за того, что они не учатся распознавать эмоции в живом общении. Такие дети также не испытывают и самих этих живых эмоций. Как часто в метро, на улице, в очередях в поликлинику сейчас можно увидеть такую картину: мама или папа сидит, уткнувшись в планшет, а рядом сидит чадо достаточно малого, порой, возраста с точно таким же планшетом. Они сидят так часами, не смотрят друг на друга, не разговаривают. Вся радость человеческого общения заменяется на сосредоточенное слежение за бессмысленно двигающимися картинками. Родителям удобно: ребенок не плачет, не капризничает, не просит дать ему конфеты. Но правда в том, что родитель за это время не расскажет ребенку о том, что такое терпение, родитель не потратит сил на успокоение ребенка, а потому и не научит ребенка успокаиваться самому. Ребенок не получит этого опыта в копилку своих социальных навыков. А может, родитель не прочитает ребенку интересную книжку или просто не поговорит с ним. В статье "Невиртуальная катастрофа" мы писали: "Эмоциональный тренинг дети получают из двух важнейших источников. Первый - это чтение хорошей литературы. Именно оттуда дети черпают сложные модели поведения, узнают тонкие мотивы поступков. Проживая вместе с героями их радости и беды, дети усложняют свой эмоциональный арсенал, дклают его богаче и разнообразнее. Но много ли детей сейчас читает книги? Горазо больше тех, кто ограничивает свое общение виртуальными игрушечными персонажами, ходячими картинками. В этом виртуальном красочном мире не нужно работать воображению - все придумано за тебя. Персонажи просты, понятны, обездушены. Их можно уничтожать сотнями, они подчиняются малейшему движению твоих пальцев..."
Второй источник - это живое общение. Со сверстниками и взрослыми.
Чем для ребенка обернется недостаточное развитие социальных навыков? Неумением взаимодействовать с социумом, неспособностью понять других и сделать так, чтобы тебя поняли. Такие дети вырастают с низкой толерантностью к манипуляциям - ведь они импульсивны и обладают достаточно бедным спектром эмоциональных реакций. Но самое главное, что во взрослом возрасте они столкнутся с одиночеством и отчуждением. Но, может, что поселившись в виртуальном пространстве окончательно, они этого просто не заметят?
Жанна Тачмамедова. Детский психолог. РВС, Санкт-Петербург.