Профориентация, ФГОС и детские сады, или мины в законах

Важно обеспечить профессиональную ориентацию детей уже с детсада – об этом 20 августа заявил  председатель правительства Свердловской области Денис Паслер, рассказывая на педагогическом совете о поддержке в регионе профессионального образования по специальностям технического профиля 

Радует, что чиновники понимают роль престижа данных специальностей для  модернизации промышленности и озаботились его формированием в сознании детей с ранних лет. Как выяснилось в исследовании детских рисунков, дети сегодня в основном мечтают о будущем в сфере шоу-бизнеса. На рисунках, где они изображали себя взрослыми, преобладали (60%) певцы, актеры, спортсмены, балерины. Героями для большинства детей  являются сказочные герои фильмов (Человек-паук, Русалочка, Бэтман, феи, смешарики и т.д. - )  -  т.е. в мечтах дети оторваны от реального мира. Безусловно, формирование позитивных установок  к техническим видам труда может положительно повлиять на представления детей о мире, в котором они живут, и приблизить эти представления к реальности. Однако существуют опасения, что при чрезмерном усердии ("Заставь дурака молиться – он лоб разобьет") ранняя профессиональная ориентация детей может вызвать не просто ориентацию на профессию, а раннюю специализацию, что поставит крест на разностороннем развитии ребенка. Тем более, что необходимые правовые инструменты для этого есть в Федеральном государственном образовательном  стандарте (ФГОС) дошкольного образования. Данный ФГОС был утвержден в 2013 году, вступил в силу с 1 января 2014 года.

В целом ФГОС дошкольного образования выглядит положительно. Стандарт направлен на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, учитывает индивидуальные потребности отдельных категорий детей, заявляет о необходимости полноценного проживания ребенком всех этапов детства, предусматривает освоение программ через разные формы, прежде всего формы игры, познавательно-исследовательской деятельности. Стандарт предусматривает взаимодействие с родителями, содержит требования к материально-техническим условиям  и к развивающей предметно-пространственной среде  - условиям, призванным обеспечить укрепление здоровья детей и успешную реализацию программ дошкольного образования.  Однако есть сомнительные пункты, которые не могут не настораживать.

Стандарт  кроме обязательной части (не менее 60% от общего объема), обеспечивающей развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической),  предусматривает вариативную часть, которая может быть разработана самостоятельно образовательной организацией и направлена на развитие в одной или нескольких образовательных областях. Совершенно ясно, что с учетом такой индивидуализации дошкольного образования заявленное в целях ФГОС «сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования» будет осуществляться только в объеме указанных 60%. Как данный стандарт будет реализовываться на практике, сказать сложно, так как не представлены программы с конкретным содержанием, а значит невозможно определить, как изменится существующее дошкольное образование, хватит ли заявленного объема обязательной части для разностороннего развития ребенка и не будут ли вестись в рамках «профориентации» занятия по конструированию в ущерб музыкальным занятиям или занятиям по развитию речи.

Помимо уже показанной выше вариативности, очень сомнительным пунктом в ФГОС является принцип построения образовательной деятельности «на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования» (п.1.4 пп.2). На словах выглядит красиво, однако на практике предоставление выбора ребенку содержания своего образования может привести к тому, что он будет выбирать только то, что у него хорошо получается. И в результате упустит шанс научиться каким-нибудь навыкам, требующих даже незначительных усилий, или умению преодолевать препятствия.

Недостатком Стандарта является отсутствие норм соотношения педагогических работников и воспитанников, а также необязательность при инклюзивном образовании привлечения дополнительных педагогов с соответствующей квалификацией (привлечение таких педагогов всего лишь «рекомендуется»). Данное упущение может привести к снижению качества образования в целях экономии средств (тем более что из-за отсутствия возможности вменения маленькому ребенку какой-либо ответственности за результат контролировать реализацию программы образования по достижениям детей не представляется возможным). При этом ссылки на необязательность дошкольного образования не могут оправдать снижение его качества, ведь детское учреждение берет на себя обязательства это образование дать, и родители, приводя туда ребенка, вправе рассчитывать на выполнение данных обязательств. Интересно, что в изначальном тексте Стандарта до утверждения - версия 2013-07-19 - были и нормы соотношения педагогов/воспитанников, и обязательность при инклюзивном образовании привлечения дополнительных педагогов с соответствующей квалификацией (слова «должны быть дополнительно предусмотрены» при доработке Стандарта заменены на «могут быть привлечены» и «рекомендуется»).

В основном дошкольное образование ребенок получает в детском саду. И в  этой связи необходимо отметить, что, несмотря на рапорты чиновников о выделении средств для постройки новых садов, очереди в детские дошкольные учреждения есть во многих регионах. В СМИ постоянно звучат радужные планы о ликвидации этих очередей в ближайшем будущем. При этом мину под доступностью дошкольного образования, заложенную в новом законе № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (вступил в действие 1 сентября 2013 года), пока никто ликвидировать не собирается.

Что же это за мина? Напомним, что по закону у нас образование бесплатно. Однако в новом законе  по сравнению с действовавшим  ранее удалено положение об ограничении платы за содержание ребенка (присмотр и уход). В старом законе (ФЗ № 3266-1 «Об образовании»), действовавшем до 31 августа 2013 года, плата за данные услуги в государственных учреждениях ограничивалась 20% от всех затрат  на содержание ребенка для обычных семей и 10% для многодетных – статья 52.1, пункт 2, и к этой урезанной родительской плате еще полагались компенсации (статья 52.2: не менее 20% от платы на первого ребенка, не менее 50% на второго и не менее 70% на третьего ребенка и последующих детей). По нынешнему закону нет ограничений на устанавливаемую родительскую плату за содержание ребенка (ст. 65 ФЗ № 273-ФЗ ). Закон всего лишь предусматривает право для учредителя по своему усмотрению снижать плату, а также прописывает установление ее среднего размера в госучреждениях региональными органами власти. Сохраненные в новом законе компенсации лишь незначительно уменьшают установленную плату.
Большинство граждан пока данное положение на себе не почувствовало, потому что субъекты РФ, устанавливающие плату, резко увеличивать ее не спешат. Однако как будут развиваться события дальше и воспользуются ли органы государственной власти предоставленной Законом возможностью произвольного установления родительской платы, покажет время. Несомненно, что в случае увеличения родительской платы за содержание ребенка в детском саду доступность дошкольного образования для многих семей окажется под вопросом.

Ольга Горянина. РВС, Санкт-Петербург.