Государство хочет, чтобы вы занимались сексом именно так

Обзор норвежской прессы, посвященной истории развития и трансформации сексуального образования в Северной Европе.

Как сообщает портал kilden.forskningsradet, долгое время государство пыталось контролировать сексуальность молодежи используя сексуальное образование в школе. По словам историка Кари Нурберг, особая ответственность как за свою собственную сексуальность, так и за сексуальность юношей возлагалась на девушек.

По мнению врача Отто Лоуса Мора, девушкам в первую очередь требовалось знать, как происходит зачатие.

В его пособии «Учение о репродуктивной системе как предмете в наших школах» 1935 года девочки узнавали, что просто быть любезной по отношению к молодому человеку может легко быть воспринято как приглашение к половой близости.

«Именно молодым девушкам приходилось принимать на себя обязанность проводить границу. Причиной многочисленных трагедий является простое незнание этого простого факта».

В новом государственном пособии по данной теме 1962 года снова подчеркивалось, что именно девушка должна быть внимательной, если она не хочет допустить того, что «молодой человек окажется в ситуации, когда он не сможет себя контролировать». Мужское половое влечение обусловлено стремлением к эякуляции, говорилось там. Женское же половое влечение обусловлено стремлением к близости.

Иллюстрация  (слева вверху) из книги Отто Лоуса Мора о репродуктивной системе 1935 года. Иллюстрации находятся в собственности Школьного музея Осло.

- Если вспомнить, что это было за время, удивляться тут особо нечему, -- говорит историк Кари, которая недавно защитила диссертацию по теме «Ответственная сексуальность: сексуальное образование в Норвегии в 1935 – 1985».

Сегодня легко думать «фу, как непрогрессивно». Однако нельзя недооценивать того страха, который был связан с сексуальностью, а также того, что последствия для забеременевших молодых женщин были огромны. Сделать аборт было сложно, а быть матерью-одиночкой – страшно тяжело.


 

Идеальная сексуальность

История сексуальности очень долго вращалась вокруг того, что нарушает норму. Предметом большого числа исследований была гомосексуальность. Нурберг, наоборот, взялась за исследование того, какую сексуальность приемлет и продвигает государство.

Основой для её работы стали четыре официальных пособия 1935, 1962 и 1984 годов.

- Школа даёт представление об идеальной сексуальности, то есть устанавливает рамки и нормы ответственности.

Поэтому сексуальное образование связано с политикой, - говорит Нурберг. Через школу государство пытается сформировать такую сексуальность молодых людей, которая считается ответственной.

Именно так государство устанавливает рамки того, как человек должен познавать свою сексуальность.

Уже в первом пособии 1935 года ученики должны были получать нейтральные сведения о репродуктивной системе в рамках в рамках естественнонаучных предметов. В 1984 году речь в сексуальности шла об идентичности, а в половом образовании – о рефлексии над тем, что такое человек.


 

Изменяющееся общество

Все начинается немного ранее 1935 года.

К концу 1800-х годов сексуальность и мораль стали предметом интенсивных дебатов в Норвегии и Скандинавии. Общество менялось, и возможность контролировать сексуальность посредством семьи, религии и чести уже не принималась как данность.

В обществе постепенно ослабевало значение брачных обетов, а многие мужчины оставляли беременных женщин вместо того, чтобы жениться на них. Нарождавшееся Богемское движение (литературное движение – прим. переводчика) пропагандировало свободную сексуальность.

А с появлением в 1889 году Народной школы стали звучать призывы о введении полового воспитания для детей.

- Из-за секуляризации и индивидуализации общества возникла необходимость регулировать сексуальность новыми способами. Школа как институт давала возможность для новых форм контроля, - говорит Нурберг.

С тем, что на детей можно оказывать воздействие, были согласны все. Вопрос был только в том, разожжет или погасит знание о половой жизни воображение ребенка.


 

Беспристрастное половое просвещение

Совсем необязательно было, чтобы такое воспитание разжигало чувство, считал Отто Лоус Мор, профессор анатомии.

«Увлекательное и корректное представление, без сомнения, вызовет у учеников чисто научный интерес», - считал он. Также было важно, чтобы название предмета не имело ничего общего с сексуальностью.

В предмете «Учение о репродуктивной системе» речь не шла о чувствах, а информация подавалась с научной точки зрения. О половых органах, как они работают и какою функцию выполняют. Прям как у животных.

- Именно учителя и врачи работали на введение этого в школе, - рассказывает Нордберг

Они понимали, как жизнь, особенно девушек, может быть разрушена из-за того, что они недостаточно знают об этой теме. Молчать о сексуальности и не давать детям такие знания было бы нецелесообразно. Тогда у них не было бы контроля над детской сексуальностью.

Мор считал, что половое воспитание необходимо потому, что этого требовали изменившиеся условия общества. Девушки получили больше самостоятельности, а молодые люди и девушки стали встречаться в более свободных формах. Кроме того, мы стали обладить большими знаниями о природе человека.

И, имея эти знания, ученики – прежде всего девочки – могли понять потенциальные половые ситуации и избежать их.

 

Христиане выступают с протестом

В 1930-х годах «Учение о репродуктивной системе» не привело к каким-либо значительным последствиям и было частично забыто во время войны. Предметом дебатов данный курс станет только в 50-х годах, когда Министерство по делам церкви и просвещения выслало циркуляр о том, что он является обязательным.

Громче всех звучали голоса христиан. Сексуальность не могла сводиться к биологии и заканчиваться на животном, заявили они. Она должна заключаться в человеческих ценностях, в семье. Отто Лоус Мор не хотел морализаторства в своем курсе обучения. Этого хотели христиане.

Набожные теологи предостерегали от прихода сексологов, которые изображали человека как «огромный половой орган», в то время как другие христианские педагоги работали над альтернативными учебниками, основанными на семейных ценностях.

Данный взгляд на семью идеально вкладывался в проект нуклеарной семьи того времени, и не то чтобы многие в Рабочей партии хотели, чтобы половые отношения имели место вне брака. Однако в парламентских дебатах громче всего звучали голоса именно Христианской народной партии, - говорит Нурберг.

В Швеции уроки контрацепции ввели в школе в 50-х годах. Там христианское движение было не столь сильным, как в Норвегии, где из-за христианских протестов уроки контрацепции не вводились до 70-х годов.

В иллюстрациях из учебника Отто Лоуса Мора 1935 года о репродуктивной системе основное внимание уделялось анатомии и естествознанию. Данные иллюстрации принадлежат Школьному музею Осло.


Секс до брака

Следующее государственное пособие по половому образованию было издано в 1962 году уже с отчетливым элементом христианского взгляда на семью. Формулировка «репродуктивная система» осталась, но тема контрацепции не затрагивалась.

Тем не менее, текст был составлен за 10 лет до того, как он был, наконец, издан. В то время общество находилось в движении, и пособие потеряло актуальность задолго до того, как оно вышло в печать. Нурберг не может никаким иным образом объяснить такую задержку, кроме как тем, что тема считалась слишком спорной.

Уже в 1948 году знаменитые отчеты американского сексолога Кинси показали, что между морально приемлемым половым актом и тем половым актом, который практикуется людьми, существует огромная разница.

Социолог Эрик Грёнсет выступил с критикой пособия и положил начало жарким дебатам о половом воспитании, потребовав в 1963 году в радиопередаче введения курсов контрацепции в школе. Школа должна была смириться с тем, что молодые люди не ждут до брака, считал Грёнсет.

Более 3000 разгневанных учителей подписались под письмом норвежским епископам с просьбой уберечь народ от «духовного, физического и морального разложения», за которые, по их мнению, выступал Грёнсет.

- Мысль о том, что сексуальность может быть способом освобождения, была сильна в 1960-е годы, - говорит Нурберг.

Но и над свободной сексуальностью также нужен контроль

Подростковая беременность стала широко распространенным явлением, а большинство из обращавшихся за разрешением на брак до совершеннолетия подростков составляли именно беременные девочки-подростки. На это смотрели как на социальную проблему.


Нельзя просто так прыгать в кровать

Только в 1984 году, после того, как Норвегия ввела свободу аборта, вопросы контрацепции практически перестали быть спорной темой. Однако по-прежнему моногамные отношения считаются идеалом, и прежде чем пускаться в беспорядочные половые связи стоитхорошо подумать. (Иллюстрация: www.colourbox.com

И снова прошло достаточно много времени, прежде чем появилось новое пособие.

- Не так просто составить планы и написать что-то о сексуальности так, чтобы большинство с этим согласилось. У меня сложилось впечатление, что для властей от образования данная тема представляла проблему, - говорит Нурберг.

Хотя нормы нужно ставить под вопрос, а сексуальность должна быть свободной и такой, чтобы человек мог ею наслаждаться, у школы должен был быть образ того, что именно является ответственной сексуальностью.

Некоторые по-прежнему считали, что ответственная сексуальность находится внутри брака. Для других же речь шла об использовании контрацепции. Однако данный вопрос требует глубокого осмысления. Не стоит прыгать в кровать к кому попало. В пособии 1974 года продвигалась мысль, что нужно очень хорошо знать, чего ты хочешь.


Моногамные отношения по-прежнему - идеал

В пособии 1974 года основное внимание уделялось совместному проживанию. Данное пособие сильно отличалось от того, что было на самом деле. Семья была по-прежнему важна, однако она должна была быть равноправной. Речь шла и о контрацепции, однако только после принятия закона об аборте эта тема действительно перестала быть причиной жарких споров.

Пособие 1984 года − последнее, которое исследовала Нурберг − не вызвало никаких дебатов. Хотя оно вышло после закона об аборте, тема аборта, тем не менее, особо в нём не затрагивается. Это связано с тем, что есть контрацепция, которая снимает необходимость аборта.

В начале 80-х к работе были также приглашены такие организации гражданского общества, как предшественник Национальной ассоциации лесбиянок, гомосексуалистов, бисексуалов и трансгендеров, DNF-481.

Идеал человека, принимающего обдуманные решения о своей сексуальности, по-прежнему занимал основное место.

Как показывает история, у нас в различное время были различные способы контролировать население. Сегодня молодые люди сами выбирают свою модель поведения, но после того, как они поэкспериментируют в молодости, они должны начать стабильные моногамные отношения. Не обязательно это должен быть брак, но такие отношения по-прежнему считаются идеальными.

 

Элемент контроля по-прежнему присутствует

Нурберг подчеркивает, что развитие также связано с большей свободой.

Контрацепция и аборт дают совершенно точно большую свободу выбора, особенно для женщин. Нам не стоит недооценивать значение, которое они имеют. Однако в школе по-прежнему существует элемент формирования и контроля за молодежью, а поскольку сексуальное образование предполагает всё большую свободу выбора, то речь идёт во все большей степени о самоконтроле.

Нурбег изучила сексуальное образование до начала 80-х годов, до того, как из-за возросшего значения сексуальности появилось нескончаемое число учебных материалов, до эпидемии ВИЧ, и до того, как внимание стали уделять половому насилию и дебатам о половых меньшинствах. Однако, по её мнению, идеология о самоконтроле в соответствии с нормами общества по-прежнему занимает основное место.

Ты должен быть независим, ты можешь побунтовать, но никто не перестанет тебя контролировать.

___________

Закончив свой обзор 1984, автор не идет дальше и не показывает результатов выбранной модели полового воспитания. Тем не менее, об эффективности выбранной модели судят по результату. Удалось ли норвежскому половому просвещению победить венерологические заболевания,сократить число нежелательных беременностей или привить «человеческие ценности»?

Как показывает статистика, по этим трем, основополагающим для полового просвещения аспектам, выбранная система оказалась неэффективной. По данным Института народного здоровья (Folkehelseinstituttet2), частотность таких заболеваний как хламидиоз, росла на протяжении последних 10 лет. Норвежская система надзора за инфекционными заболеваниями (MSIS3) приводит статистику случаев обнаружения ВИЧ-инфекции, согласнокоторой вплоть до 2008 их частота увеличивалась.

Если обратиться к статистике того же Института народного здоровья за данными по абортам, то окажется, что вплоть до того же 2008 года в некоторых возрастных группах их число стабильно росло, а в некоторых –продолжает расти.

 Возможно, удалось добиться «освобождающего» эффекта благодаря половому воспитанию, и молодые люди смогли обрести счастье и стали жить в более цивилизованном обществе? В проведенном в 2007 году Норвежским институтом исследования взросления, процветания и старенияNOVA4 исследовании под названием «Молодые люди и половое насилие» показана совсем иная картина. Так, удалось выяснить, что треть норвежских девушек подвергалась половым домогательствам в той или иной форме, а 10% признались, что вступали в половой акт помимо своей воли. В докладе также приводятся данные, согласно которым некоторые молодые люди прибегали к различным формам проституции. Так, от 2.8% до 5.4% (в зависимости от возраста) ответили утвердительно на вопрос, предлагали ли они какие-либо услуги полового характера за деньги.

Антон Симачков, РВС.
 

1 DNF-48 (Detnorskeforbundetav 1948) – Норвежскийсоюз 1948 года, организация, выступавшая за интересы гомосексуалистов в Норвегии.

2 http://www.fhi.no/eway/default.aspx?pid=239

3 http://www.msis.no/

4 http://www.nova.no/asset/2852/1/2852_1.pdf