Агентство Rambler сообщает:
"Президент России Владимир Путин поручил вице-премьеру Ольге Голодец проработать вопрос о создании госкорпорации по развитию образования."
Звучит пугающе-обнадёживающе. Иначе не скажешь. (Фото: Александр Петросян / «Коммерсантъ»)
"Соответствующее предложение в конце мая президенту направил руководитель издательства «Просвещение» Владимир Узун. Инициатива Узуна предполагает, что новая госкорпорация станет монополистом в области организации обучения. В частности, она будет курировать проектирование школ, пошив формы для учащихся, а также издание учебников. Узун считает, что появление новой госструктуры «даст импульс развитию отечественного производства» и «обеспечит экономию расходов федерального бюджета на образование в размере 10-12 процентов за счет повышения управляемости финансовых ресурсов»."
Сразу столько вопросов возникает!
Во-первых, как же, например, известный принцип невмешательства в экономику? Как же свободная конкуренция? Думаю, что либеральная пресса по этой причине и выносит пугающий заголовок в название статьи: Лента.ру: "Путин поручил подумать о создании монополиста на рынке школьных товаров". Безусловно, им бы всем наверняка хотелось возглавить такую компанию... Но всем то не получится, и потому нужны пугалки.
Во-вторых, выходит, что речь всё же идёт не о развитии образования, а о развитии производства.
В-третьих, не так страшен монополист в сфере производства, как монополист в сфере идеологической. То, что такую финансовую трубу хотели бы оседлать многие – это понятно и даже не интересно для обсуждения. А вот что именно будет распространять этот монополист? Из того короткого списка задач, которые он должен на себя взять: "курировать проектирование школ, пошив формы для учащихся, а также издание учебников", – наиболее интересное для нас – учебники.
Всё остальное это мелочи. Пусть важные, но мелочи. Главное – кто формирует сознание детей.
А вот в области содержания учебников единства нет. И монополизация здесь может пойти как на пользу, так и во вред. Например, могут начать массовую десоветизацию сознания школьников, используя монополию на учебники, в условиях поддержки большинством населения советского периода истории. Что будет? Взрыв. Вот и думаешь – радоваться или тревожиться?
Николай Пак, РВС