В нескольких населенных пунктах Еткульского района Челябинской области закрыты для посещений поселковые клубы. Уже около месяца полноценно не работают четыре клуба, подведомственные Селезянскому сельскому поселению: в Аткуле, Кораблево, Назарово, Шатрово, Устьянцево. В некоторых деревнях и вовсе на дверях висят замки, клубная деятельность прекращена. Ситуация усугубляется еще и тем, что некоторые здания клубов использовались как остановочные помещения, в которых дети в холодное зимнее время дожидались школьного автобуса. Теперь и такой возможности у детей нет.
Закрытие клуба в деревне Аткуль переполнило чашу терпения местных жителей. Они обратились с письмом к главе Селезянского сельского поселения В. Карповичу, в котором выразили категорическое несогласие с действиями исполнительной поселковой власти. «Жители нашей деревни должны иметь современный очаг культуры», — говорится в обращении. Жители также известили главу администрации о том, что в случае, если их требования будут проигнорированы, они обратятся в прокуратуру. Если и это не поможет, то активисты намерены написать президенту РФ Владимиру Путину. Кроме этого, на имя Карповича поступило заявление, в котором жители предлагают принять на работу в сельский клуб сотрудницу, мотивируя это результатом опроса всей деревни.
Реакция сельского главы на инициативы местных активистов пока очень вялая. Поначалу Карпович заявил, что никакой проблемы нет, а клуб работает. Однако впоследствии, после предъявления фактов, подтверждающих закрытие клуба в Аткуле, он стал объяснять ситуацию текущими обстоятельствами.
Так, по мнению главы Селезянского сельского поселения Василия Карповича, проблема действительно существует, но временно. В настоящее время, сообщил он, решается вопрос с кадрами, и решится, скорее всего, до новогоднего праздника. Но принять на полную ставку сотрудника клуба поселение якобы все равно не сможет, так как в бюджете на это нет средств. При этом выполнять майские указы президента РФ о повышении зарплаты работникам культуры глава сельского поселения будет специфическим образом. Да, ставка будет повышена, но реально примут сотрудника лишь на полставки, а то и вовсе на четверть. Формально можно отчитаться вышестоящим начальникам, что зарплаты работникам культуры, во исполнение майских указов Путина, повышены, но при этом и бюджет будет «защищен от растрат на не приносящую доход культуру», с горечью комментируют ситуацию жители деревни.
По словам Карповича, скорее всего, такой сотрудник в клубе будет появляться всего на несколько часов, так как ставка будет не полная. Это значит, что пострадает программа, спускаемая сверху, из регионального минкульта, которая должна выполняться клубом, так как сотрудник клуба физически не сможет ее выполнить за несколько часов работы в день. Вместе с тем, в некоторых пунктах района ещё остались действующие клубы и жителям предлагается «ездить, в случае необходимости в клубы и получать требуемые услуги» в них. Но, по мнению жителей населенного пункта Аткуль, они в этом случае все равно остаются без полноценно работающего клуба.
Возмущение граждан подогревает то, что они уже продолжительное время являются объектом какого-то «странного эксперимента», устраиваемого чиновниками. За время различных постсоветских оптимизаций их поселение лишилось дорог, качественного водоснабжения и электроснабжения, до сих пор нет газа, не говоря про то, что разгромлены практически все сельскохозяйственные предприятия (колхозы и совхозы), работавшие до перестройки. Также «оптимизации» в Еткульском районе подверглись школы, детские сады, медпункты (многие были закрыты в годы реформ), и теперь люди вынуждены возить детей и сами ездить в другие населенные пункты.
Из происходящего можно сделать вывод, что «оптимизация» в российской глубинке продолжает «косить» оставшуюся с советского времени социальную инфраструктуру. При этом российские эксперты и чиновники оценивают ускоряющееся сокращение сельского населения как естественный процесс миграции людей в города. Более того, появляются заявления о лишних людях, которые в нынешней действительности оказались «не у дел», и вынуждены будут «вымирать», либо «сбиваться» в нескольких крупных российских городских агломерациях.
Концентрацию жизни возле крупных городов — городских агломераций — чиновники называют мировым трендом, которому должна последовать и Россия, видимо, несмотря на издержки в виде опустошения территорий в малонаселенной стране. Вместе с тем, в настоящее время миллионы людей в России оказываются на задворках и недополучают элементарные блага современной цивилизации. Они вынуждены менять привычный уклад и съезжаться в крупные города, следуя уродующим человеческую жизнь законам дикого рынка.