Подписано распоряжение правительства России о распределении средств среди ведущих вузов для улучшения их позиций в международных рейтингах.
В соответствии с распоряжением, среди 21 российского вуза технического профиля распределено 9,907 млрд руб. в рамках проекта «Вузы как центры пространства создания инноваций» госпрограммы «Развитие образования». Проект разработан Минобрнауки на основе рекомендаций Совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов и направлен на «на повышение качества российского образования и его конкурентоспособности на мировом рынке образовательных услуг», сообщается в справке кабмина.
Ранее, 26 декабря 2017 года, это распоряжение было одобрено на заседании правительства Российской Федерации.
Напомним, что с 2013 года ведущим вузам на конкурсной основе России оказывается господдержка, целью которой — ввести к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню мирового рейтинга. Эта цель была поставлена в 2012 году Указом №599 Президента России.
Комментарий редакции
Отметим, что в международном рейтинге вузов значительную роль играет количество публикаций в ведущих журналах отрасли, а также цитируемость этих публикаций. При этом львиная доля этих журналов издается на английском языке. Признаком супер-уровня для технических наук является публикация в журнале Science. Но публикации пишутся научными работниками в том числе и с целью последующей защиты диссертации. При этом рецензирование в англоязычных журналах гораздо жестче, чем в каком-нибудь «Вестнике Н-ского университета», коих в перечне рецензируемых журналов ВАК под сотню. Отсюда вывод: можно выделять сколько угодно денег в рублях на повышение рейтинга. Пока не будут стимулироваться публикации на английском, нечего ждать повышения в рейтингах, создаваемых в США. Для этого надо поменять список ВАК, чем никто заниматься не собирается.
«Программа 5–100», на реализацию которой выделены средства, направлена в первую очередь не на повышение качества высшего образования и, соответственно, уровня знаний выпускников вузов, а на чисто рекламные цели. В этом принципиальное отличие современного подхода к образованию от советского, которое прежде всего было направлено не на позиционирование себя в неких абстрактных рейтингах, а на вполне конкретные результаты. Главной целью образования в СССР было воспитание нового человека — всесторонне развитой личности, владеющей, как писал Ленин, «всеми теми богатствами, которые выработало человечество». Именно этой целью определялись требования к объему знаний, материальной базе и дисциплине в школах и вузах.