Замену материнского капитала ежемесячными выплатами обсуждают депутаты Государственной думы РФ сегодня, 13 марта, сообщает ИА Красная весна.
Депутаты ГД Сергей Вострецов (член комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов) и Ирина Волынец (председатель Национального родительского комитета) выдвинули законопроект, который отменяет материнский капитал и заменяет его ежемесячными пособиями для семьи.
Депутаты предложили заменить выплату материнского капитала на выплату ежемесячных пособий на родных и усыновленных детей размером три тысячи рублей за одного ребенка, восемь тысяч — за двоих и 15 тысяч — за троих и более детей. То есть, если в семье более трех детей, то денежное пособие все равно предлагается платить только за трех. Многодетным семьям будет предложен земельный участок с подключенными коммуникациями, семьям с 7 и более детьми будет выделена «Газель».
Данную законотворческую инициативу в Думе будут обсуждать 23 марта.
Против данной законодательной инициативы выступил Ярослав Нилов (глава комитета Госдумы по труду соцполитике и делам ветеранов), он предложил сначала проанализировать последствия отмены.
Напомним, что материнский (семейный) капитал — это форма государственной поддержки семей, существовавшая с 2007 года, которая предоставляется при рождении второго, третьего или последующих детей. В 2016 году семье предоставлялась сумма в размере 453 026 рублей. Материнский капитал предполагает целевое расходование средств. Во многих регионах России за годы существования программы выправилась демографическая ситуация.
Комментарий
Законодатель прав в том, что материнский капитал пытаются обналичить и он не идет на заявленные для него цели. В каком масштабе происходит это обналичивание? Хотелось бы узнать процент и оценить, это действительно большая проблема или это касается лишь малой части всех таких выплат. В то же время законодатель учитывает, что семьи больше нуждаются в деньгах здесь и сейчас, на текущие нужды. Можно предположить, что большая часть материнского капитала обналичивается по этой причине. Действительно, эту проблему могли бы решить ежемесячные выплаты на родных и усыновленных детей. Но предлагаемые законодателем суммы не могут исправить перекос в государственной помощи, выделяемой на приемных детей по сравнению с родными. На родных детей по законопроекту приходится от 3 до 5 тысяч рублей, а на каждого приемного ребенка выплачивается около 7–8 тысяч.
Настораживает, что в законопроекте пособия предусматриваются не более, чем на трех детей. Возникает вопрос: больше 3 детей в семье государству не нужны? Почему? Варианты с предоставлением семьям с большим числом детей земли и автомобиля уже зарекомендовали себя как слабо работающие. Земля для многодетных уже стала притчей во языцех. И именно с «обналичиванием» этой земли возникает большая проблема. Семьям нужно не только получить эту землю, но еще и дом на ней построить. На что у семей с большим числом детей денег часто нет — и землю приходится продавать. Значит, эти семьи опять окажутся за бортом государственной поддержки.
С другой стороны, материнский капитал показал свою действенность: Россия преодолела «русский крест».
В целом, любые изменения в социальной сфере нужно кропотливо анализировать и учитывать их последствия, а не ставить эксперименты на самых незащищенных слоях населения.