Bloomberg считает, что удешевление высоких технологий ведет к сокращению рынка труда сообщает 7 июля ИА Красная Весна.
В самом начале статьи, опубликованной на интернет-портале Bloomberg приводится цитата Марка Андерсена: «Распространение компьютеров и интернета поделит рабочие места на две категории. В первую будут входить люди, которые говорят компьютерам, что нужно делать, а во вторую — люди, которые будут получать указания от компьютеров». Позднее Андерсон отказался от этих слов и занял более оптимистичную позицию. Однако экономисты-пессимисты все же придерживаются мнения о разделении людей на две группы.
Стремительное развитие технологий машинного обучения делает главным вопрос: «Что человек будет делать в мире превосходящих его по интеллекту компьютеров». Сценарий, в котором автоматизация производства лишит огромное число людей работы, становится все более реальным. Однако текущие показатели рынка труда обнадеживают тем, что пока автоматизация мало способствует росту безработицы.
Ближайшие десятилетия будут не настолько безоблачны. Умные и гибкие технологии обесценят навыки значительной части человечества, считают экономисты.
В 1980-х подобные опасения, связанные с компьютеризацией и ростом неравенства в оплате труда, уже высказывались, но их авторы поторопились. Так, в докладе специалистов по экономике труда Дэвида Карда и Джона Динардо от 2002 года говорилось, что неравенство зарплат перестало расти, несмотря на рост компьютеризации. А в 1980-х авторы показали уменьшение разрыва между оплатой труда мужчин и женщин.
Подобные тенденции вряд ли сохранятся в будущем. Уже в 2010 году специалист по экономике труда Дэвид Автор предупредил, что рутинные офисные операции и конвейерная сборка продукции будут полностью автоматизированы.
По мнению авторов статьи, «люди, которые говорят компьютерам, что нужно делать», скорее всего, будут владельцами бизнеса, а не простыми рабочими. Дешевые технологии уменьшают долю рабочей силы в глобальном доходе. Так, исследование Автора и Анны Салмонс показало, что с 1970-х годов в отраслях с быстрым ростом производительности и внедрением автоматизации рабочий класс проигрывает капиталу. Исследование показывает возможность автоматизации помочь капиталу победить труд.
Рост мощности современных компьютеров и прорыв в области технологий машинного обучения с 2013 года привел к потрясающим результатам в области распознания образов и человеческой речи. Сейчас компьютеры могут выполнять широкий спектра задач — от вождения грузовиков до приготовления пищи. Венчурные капиталисты охотно вкладывают деньги в исследования машинного обучения.
Развитие технологий машинного обучения, как считают некоторые эксперты, приведет не к полной ликвидации низкоквалифицированной рабочей силы, но сделает ее существование более убогим. Подобный сценарий приведет к тому, что низкоквалифицированные люди будут чаще менять работу, стремясь занять еще не занятую роботами нишу на рынке труда. Подобный сценарий может и не привести к высокому уровню безработицы, но должен вызвать беспокойство у людей уже сейчас.
Какие меры могут предотвратить подобный исход? Обычно заявляется о гарантированном базовом доходе, субсидиях на трудоустройство и гарантированных государством рабочих местах. Следует испробовать все эти меры в малых масштабах, чтобы проверить возможность реализации их на практике. Даже если угрозы от современных технологий окажутся ложными, данный опыт пригодится для снижения неравенства.
Фонд общественного благосостояния, которым управляло бы государство, а каждый гражданин получил право на доходы, был бы самым простым и элегантным решением проблемы. Наполнить фонд предлагается налогами на роботизацию.
Напомним, что ряд нефтедобывающих стран выплачивают безусловный базовый доход (ББД) своим гражданам. Так, ОАЭ при рождении ребенка дают земельный участок и 60 тысяч долларов. В США подобная практика имеет место в штате Аляска. К эксперименту в области ББД присоединилась Финляндия, выплачивающая по 550 евро нескольким тысячам граждан. Тем не менее, в Швейцарии референдум 2016 года по поводу внедрения ББД провалился. Вероятность присоединения России к клубу стран с ББД низка, так как большие нефтегазовые доходы нивелируются большим населением, а по уровню автоматизации производства (измеряемому количеством роботов на 10000 работающих человек) мы на одном из последних мест. Наш показатель — 3 робота на 10000 работающих человек против 631 в Южной Корее, 488 в Сингапуре, 309 в Германии.