Человек не может развиваться без трудовой деятельности в процессе образования, заявила депутат Госдумы РФ Любовь Духанина 1 апреля, выступая на открытии «Макаренковского форума 2018», сообщает корреспондент ИА Красная Весна.
Как отметила Любовь Духанина, «человек не может развиваться, если он не действует, если он не трудится, если он не нарабатывает определенных навыков в деятельности. И это точно нельзя считать насилием над ребенком».
Задачей трудового воспитания, по ее мнению, является вывод России в мировые лидеры. «У нас не будет профессиональных кадров, мы будем растить группу, которую необходимо социально постоянно поддерживать, а производить будет некому. Всё меньше и меньше людей будет создавать», — заявила она.
В тоже время она обратила внимание собравшихся, что «эта тема периодически встречается в СМИ как негативное явление в российском образовании. Я такую точку зрения не поддерживаю».
Поэтому депутат заявила о необходимости искать правильные формулировки для законодательства: «Например, одна из таких формулировок: разрешить все виды деятельности школьнику кроме тех, которые определены должностными инструкциями работников образовательной организации. Потому что пресса всё время начинает говорить о том, что детей будут заставлять мыть полы вместо уборщиц или еще что-то».
В тоже время, как отметила Духанина, «в Японии дети спокойно моют полы, моют туалеты. И вообще трудовое воспитание является частью культуры страны, общей культуры».
Напомним, что 1 апреля открылся «Макаренковский форум 2018», на котором планируется обсудить проблемы организации обучения детей труду в рамках образовательного процесса, юридические и педагогические проблемы, связанные с трудовым воспитанием. Кроме того, на форуме обсудят проблемы формирования самостоятельного и ответственного человека в рамках школы и особенностей воспитательного процесса для выполнения данной задачи.
Комментарий редакции
Решение проблемы трудового воспитания в школах России имеет большое значение для экспертов и родителей. Они давно уже бьют тревогу по поводу того, что дети не умеют трудиться.
Согласно законодательным нормам РФ, принуждение детей к труду в рамках образовательного процесса является противозаконным и считается эксплуатацией ребенка. Однако всё чаще родители сами запрещают включать детей в традиционные формы трудового воспитания в школе: работу на приусадебных участках, поддержание порядка в школе и пришкольной территории, считая, что школа должна давать только знания.
Причиной тому стала навязанная в 90-х годах идея о том, что школа должна только лишь учить. А воспитание в школе это пережиток советского образования. Но вот сегодня мы видим, как советский опыт трудового воспитания активно используется в Японии, США, Финляндии.