Как неприемлемую оценил ситуацию с детским массовым спортом Сергей Александрович Минденко, учитель гимназии № 1 г. Красноярска, 26 февраля сообщает корреспондент ИА Красная весна.
Определив «физкультуру» как занятия, направленные на поддержание человеком своей физической формы, а «спорт» как достижение высших результатов, достигаемых в состязаниях, С. Минденко утверждает, что «детский массовый спорт в нашей стране просто отсутствует».
Как рассказал нашему корреспонденту Сергей Александрович, существующим спортивным детским секциям не хватает своих залов, поэтому приходится арендовать школьные, а значит, занятия возможны только после того, как закончатся уроки. На примере своей дочери, у которой по оценкам специалистов есть хорошие лёгкоатлетические задатки, Минденко проиллюстрировал типичную трудность — из-за учебы во вторую смену тренироваться невозможно: рядом с домом нет секций, в которых можно заниматься с утра, а возить детей далеко родители не могут, т.к. работают.
«В моем детстве в каждом микрорайоне был свой клуб по месту жительства: 15 минут — и ты уже в клубе. Помимо этого, в каждом районе был стадион, вокруг которого и работали дворовые клубы, тренеры — оттуда же. Мне повезло — наш клуб „Ландыш“ был рядом со стадионом „Красная звезда“, где тренировались знаменитая футбольная команда „Иртыш“ и спортивный клуб „Зенит“. Гимнастика художественная, спортивная, акробатика мужская, женская, все виды легкой атлетики, настольный теннис, футбольные секции для всех возрастных категорий и т.д. И тренировочный процесс проходил целый день, не прерываясь даже на каникулах — тренеры работали без отпуска, летом на три месяца с нами выезжали! Тогда соревновались клубные направления: „Зенит“, „Динамо“, ДСО профсоюзов... Сейчас такого нет — есть футбольная команда „Зенит“ (там, где-то далеко...), а клубного движения здесь (в регионах — прим. ред.) нет. Я был конькобежцем-зенитовцем, в мое время это курировал завод авиационных двигателей „Полёт“. Сейчас прекратилось государственное финансирование, предприятиям стало не под силу содержать социальные проекты, и массовый детский спорт исчез» — заключил Сергей Александрович.
На данный момент все спортивные клубы частные, и поддерживать детский спорт как в прошлом — выращивая игроков, — им невыгодно. «В хоккее, баскетболе, футболе легче „купить“ легионера (игрока со стороны), чем содержать детское направление!» — обозначил сложившуюся ситуацию школьный учитель. «Прежняя практика через работу клубов при микроучастках, спортивные школы, команды мастеров, постоянные соревнования, на которых тренерский состав наблюдал и выбирал лучших на следующую ступень, — осталась в прошлом. Родители везут детей в Москву и платят деньги, чтобы ребят „посмотрели“».
Оценивая доступность занятий спортом, Сергей Александрович заметил, что в отличие от времен его детства, когда и форма, и коньки, и участие в сборах на базе спортивного загородного лагеря были бесплатными, а стойкая к износу форма передавалась от поколения к поколению, теперь, чтобы экипировать школьника, например, для хоккея с мячом, нужно отдать не меньше 35 тысяч рублей — и это только форма. А ведь еще нужно заплатить за лед, за тренировку — далеко не каждой семье это под силу.
Сергей Александрович оценил как непродуктивные и недавние федеральные начинания. Так, поддержанная Президентом и разрабатываемая как программная и нормативная инициатива со сдачей комплекса ГТО сходит на «нет», поскольку и учителя, и дети, и родители не захотели принять сдачу норм как обязательную. Теперь сдача ГТО — лишь возможность: через специальную организацию, сайт — заявиться и выполнить нормативы, но ни о какой организованной подготовке к сдаче речи не идет.
Также, по мнению С. А. Минденко, именно без организации широкой клубной работы «по месту жительства», в шаговой доступности, проваливаются и такие, казалось бы, здравые инициативы, как установка турников в городских дворах — в 2013 году за счет средств городского бюджета в Красноярске были поставлены около тысячи спортивных снарядов в рамках инициативы «Турник в каждый двор» (позже инициатива вышла и на федеральный уровень). «Столько денег потрачено! А зачем? Стоят „красиво“, но не используются… Нужна организация — те самые клубы, тренеры нужны!» — заключил Сергей Александрович.