Педагог: условия труда преподавателя способствуют разрушению образования

Об особенностях труда педагога в учреждениях среднего профессионального образования (СПО) и о том, как эти особенности влияют на образовательный процесс, рассказал преподаватель химии Сергей 1 мая корреспонденту ИА Красная Весна.

— Здравствуйте. Как сильно загружен сегодня преподаватель и как оплачивается его труд?

— Здравствуйте. Я работаю преподавателем СПО. И, надеюсь, уже всем давно понятно положение дел в области образования. Преподавателю приходится для получения среднего достатка трудиться на двух ставках и ещё выполнять уйму неоплачиваемых и недооплачиваемых заданий, вроде кураторства над курсовыми, проектами, мероприятиями и т.д. И всё это, конечно, отрицательно сказывается на мотивации к работе.

— Вынуждены ли Вы в данной ситуации искать подработку?

— Преподавателя ставят в такие условия, что ему приходится искать подработок. Чаще всего это репетиторство. А некоторые опускаются до коррупции. И тогда во всем этом «беге» уходит само предназначение учить, а рождается и остается преподаватель-монстр. Он не в силах дать надлежащие знания. Он чувствует себя «царьком» на своем месте. Ведь от него зависит, получит ли диплом тот или иной студент.

— А в каком состоянии находится материальная база учреждения, где Вы работаете?

— Удручает педагогов и состояние зданий, и оснащение кабинетов. Так не хватает аудиторий для надлежащей практической деятельности.

— Часто ли возникает ситуация, когда работодатель или начальство нарушает права работников, в чем-то их ущемляет?

— Да, случается.

— А что обычно делают в этой ситуации работники — просто смиряются, пытаются сами отстоять свою правоту, обращаются куда-то за помощью?

— Мы знаем, что рыба гниет с головы. Администрация и преподаватели в вопросах коррупции работают в связке. Именно поэтому в ситуациях, когда начальство нарушает права работников, в чем-то их ущемляет, они молчат и всё выполняют беспрекословно.

— Оказывает ли такое положение преподавателя какое-то влияние на образовательный процесс?

— Всё это не может не влиять на образ педагога и отношение к профессии. В настоящее время подорван авторитет преподавателя среди учащихся. Нередко слышишь, что в преподаватели идут неудачники, те, кто не смог найти себя в бизнесе или других более престижных специальностях. Так теряется доверие студентов. Преобладание такого отношения в обществе к педагогам способствует умалению роли преподавателя как примера для подражания и вещателя истины.

Для большинства педагогов работа не приносит удовлетворения. Это лишь необходимость для обеспечения жизни».