Родители детей после кохлеарной имплантации поделились опытом реабилитации

Развивать ребенка, в том числе учить его слышать и говорить, можно не только во время занятий, но и, прежде всего, в бытовых ситуациях, заявила главный научный сотрудник Санкт-Петербургского НИИ уха, горла, носа и речи Инна Королёва 16 октября, сообщает корреспондент ИА Красная Весна.

На пресс-конференции, которая прошла в Петербурге в день проведения III Международного музыкального фестиваля «Волшебная симфония» для детей с нарушениями слуха, сурдопедагоги рассказали журналистам о методе кохлеарной имплантации, который позволяет вернуть мир звуков таким детям. После имплантации обязателен период реабилитации ребенка, чтобы он научился пользоваться теми возможностями воспринимать звуки, которых раньше был лишен, — то есть научиться слышать и говорить. И немалую роль в реабилитации играют творческие занятия.

А о том, какое значение имеет фестиваль для детей, рассказала Элеонора, которая два года выступала с танцами на фестивале, а в нынешнем году стала не только участником фестиваля, но и одной из ведущих. Она рассказала о важности того, чтобы окружающие видели, что у людей с нарушением слуха нет проблем с общением, что такие люди адаптированы, работают, у них насыщенный график. «Мне очень приятно, что меня уже воспринимают не как пациента, а как человека, который абсолютно ничем не отличается от других людей. Фестиваль — это, наверное, самое лучшее, что могло произойти для нас, для людей с определенными нарушениями слуха», — сказала Элеонора.

Присутствовавшие на мероприятии родители поделились опытом реабилитации своих детей после операции.

Зоя, по образованию искусствовед, когда узнала, что ее сын не слышит, стала сурдопедагогом и вместе с другими родителями создала организацию «Я тебя слышу». Среди проектов организации — видеоролики для помощи родителям тех детей с кохлеарным имплантом, которые не имеют доступа к реабилитационным центрам, потому что живут в маленьких городах и селах. Зоя отметила, что ребенка сложно что-то заставить сделать, реабилитация маленького ребенка должна проходить в игре, но всё равно хотя бы час нужно заниматься целенаправленно. И это неплохо влияет на ребенка — он приучается сидеть и работать. То есть работать приходится не только родителям, но и детям.

Вера, психолог и мама четырехлетней девочки с кохлеарным имплантом, рассказала, что глухой ребенок для родителей — это психологически тяжело. Родители таких детей постоянно сталкиваются с трудностями в быту, однако с этими трудностями можно справиться. Вера отметила, что много работала с детьми, и, по ее наблюдениям, дети с особенностями при условии, что родители с ними занимаются, оказываются порой даже более усидчивыми, дисциплинированными, приспособленными к школе, чем обычные дети.

Любовь, мама 11-летнего Никиты, отметила, что заниматься с детьми надо постоянно. Операцию по имплантации Никите сделали очень поздно, в три с половиной года, так как не сразу заметили его глухоту. Три месяца после операции с ним занимались логопеды и сурдопедагоги. А потом родители стали заниматься сами.

«Брали домашние задания домой. Дома мы с утра до позднего вечера говорили-говорили-говорили — так, что вечером уже было сложно открывать рот и хотелось полной тишины. Эффект, конечно, есть. Ребенок ходит в третий класс общеобразовательной школы, учится на 4 и 5», — рассказала Любовь. Она подчеркнула, что для того, чтобы ребенок смог научиться слышать и говорить, с ним надо заниматься с утра до вечера. Родителям надо построить свою жизнь так, чтобы организовать ежедневные занятия.

Сначала было тяжело ребенку высиживать 45 минут за столом, но потом он привык, так как понял, что это нужно. И занятия помогли в дальнейшем в школе: он уже знал, что нужен порядок во всём. Сегодня 11-летний Никита играет на фортепиано и принимает участие в фестивале в третий раз. Его любимые предметы в школе — математика и физкультура. Также он ходит в бассейн, играет в шашки. Но больше всего ему нравится играть в волейбол и в теннис.

Сурдопедагог, главный научный сотрудник Санкт-Петербургского НИИ уха, горла носа и речи Инна Королёва, комментируя рассказы родителей, подчеркнула, что развивать ребенка, в том числе учить его слышать и говорить, можно не только во время занятий, а, прежде всего, в бытовых ситуациях. Нужно в этих ситуациях создавать условия для развития и вести себя так, чтобы ребенок не просто слышал, а учился понимать речь. Сегодня кохлеарная имплантация делается в основном маленьким детям — в возрасте от 8 месяцев. И, поскольку маленький ребенок по принуждению ничего практически делать не может, то важно научить родителей так играть с ребенком, чтобы при этом решать задачи, важные для реабилитации. При этом, как считает сурдопедагог, немного специальных занятий всё равно необходимо.

Читать также: Волшебная симфония голосов детей с нарушениями слуха. Результаты кропотливого труда

Напомним, что 16 октября в Санкт-Петербурге прошел III Международный музыкальный фестиваль «Волшебная симфония», на котором пели, танцевали, играли на разных инструментах дети с нарушениями слуха. Они смогли открыть для себя звуковой мир благодаря кохлеарной имплантации. Кохлеарная имплантация — это высокотехнологичная медицинская процедура с имплантацией специальных устройств, позволяющих чувствовать звук при нарушении слуха. В России всем детям проводится аудиоскрининг, и при наличии проблем со слухом, если слуховые протезы не помогают, ребенку делают кохлеарную имплантацию.