Росстат: каждый третий пациент идет к платному врачу

Около трети пациентов, которым требовалась консультация специалиста в 2017 году, шли к платным врачам, как показало исследование Росстата, 21 февраля сообщает ИА Красная Весна.
 
К снижению доверия к бесплатной медицине в России приводят два фактора — качество и надежность услуг. Как утверждают эксперты, в платной медицине у граждан России больше возможностей быстро получить помощь, но высокое качество не гарантировано.
 
«Чтобы попасть к узкому специалисту, человек должен сначала записаться к терапевту, отсидеть к нему очередь, а потом еще одну — непосредственно к специалисту. Записаться тоже непросто. Чем проходить через все эти круги ада, люди идут в частную медицину. Не потому, что услуга будет лучше, а потому, что ее реально можно получить», — поясняет ситуацию в бесплатной медицине исполнительный директор Национальной ассоциации медицинских организаций Сергей Мисюлин.
 
Согласно полученным Росстатом данным, в 2017 году из 71% пациентов, обратившихся за медпомощью к врачам-специалистам, 31% получили платные консультации, притом независимо от платности клиники.
 
Треть платных пациентов (33%) считают медуслуги по ОМС недостаточно надежными. Два года назад в 2015 году на качество работы «бесплатных» врачей жаловались 25% сельских жителей.
 
Для трети горожан вторая по весомости причина — большие очереди и необходимость предварительной записи к врачам по ОМС. Статистика на селе похожая, но там другая проблема — 27% пациентов отмечают отсутствие необходимых «бесплатных» специалистов в ближайших поликлиниках.
 
В общей сложности каждый восьмой пациент, нуждавшийся в услугах врачей-специалистов в 2017 году, не смог их получить из-за отсутствия денег на лечение, которое возможно было осуществить только в платном порядке. Ранее уже сообщалось, что в рейтинг самых недоступных специалистов входят неврологи, кардиологи и эндокринологи.
 
По мнению большинства экспертов, граждане России склонны оценивать качество медицинских услуг с точки зрения доступности и вежливости персонала. Так, директор Института экономики здравоохранения ВШЭ Лариса Попович заявила, что «реально оценить качество помощи люди просто не в состоянии — не имеют специальных знаний». Однако также эксперты также уверены, что в частных клиниках совершается значительно больше врачебных ошибок и провоцируется больше осложнений, там врачей заставляют назначать много лишних процедур. Кроме того, по словам Ларисы Попович, зачастую в частных клиниках работают те же самые врачи, что и в государственных.
 
На основании опроса фонда независимого мониторинга «Здоровье», проведенного в мае 2017 года, среди 4,3 тыс. медработников из 84 субъектов РФ — пятая часть (21%) врачей, трудящихся в государственных и муниципальных клиниках, одновременно работают в коммерческом секторе.
 
Напомним, изначально реформа медицины в России предусматривает максимальное задействование цифровых технологий и клиентоориентированный подход к работе медицинских клиник.
 
В начале сентября 2017 года Министерство здравоохранения РФ передало правительству проект Стратегии развития здравоохранения Российской Федерации на период до 2025 года. В этом документе определяются основные цели и задачи национальной системы охраны здоровья, а также основные шаги для их реализации. После публикации проекта он подвергся критике как со стороны медицинского экспертного сообщества, так и со стороны Министерства экономики РФ.
 
В Минздраве признали, что в последние годы расходы населения на медпомощь увеличиваются, и объяснили это ростом инфляции и, соответственно, тарифов. Вместе с тем, по данным министерства, расходы на госмедицину покрываются за счет средств граждан не более чем на 7%. Так, в 2011 году этот показатель составлял 6,7%, в 2016-м — 6,85%.