Макаренко — это не прошлое, это настоящее и будущее, заявила руководитель волгоградского «Центра развития социально-педагогических идей А.С. Макаренко» Лариса Ивановна Гриценко на педагогической конференции в Волгограде, которая продолжает свою работу 20 апреля.
Свой доклад волгоградский педагог посвятила высокой актуальности системы Макаренко в современной российской действительности. В начале выступления Лариса Ивановна констатировала текущую ситуацию в образовании.
«…у нас сейчас повторяется ситуация двадцатых и девяностых годов, когда влияние западных идей стало очень сильным, и в педагогике это проявляется в том, что идеи индивидуализации абсолютизируются. И, конечно, результат у нас получился сегодня неплодотворный. Мне здесь хочется слова Ушинского напомнить: "Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа"».
Лариса Ивановна Гриценко
По ее мнению, настало время обратиться к отечественному педагогическому опыту, существенной частью которого является система Макаренко:
«За последние годы у нас вымылось из сознания воспитание в коллективе. Поэтому сегодня Макаренко особенно востребован, так как его педагогика — это отражение черт российского менталитета».
Но дело не только в том, что Макаренко — это отечественная педагогика. Лариса Ивановна убеждена, что он действительно серьезно опередил время, и многие теоретики только сейчас приходят к тому, что получено из практического опыта построения трудовых коммун.
«Макаренко открыл принцип параллельного действия, суть которого заключается в том, что воспитание имеет сущность и явление. Сущность воспитания — это то, что понимает педагог, целенаправленное совершенствование человека. Но для воспитанников эта сущность выступает как явление... Они не объекты воспитания, они участники коллективной жизнедеятельности, в которой развивают и проявляют свои качества. И это есть самое гуманное воспитание, потому что оно косвенное, и Макаренко прямо говорил, что есть грубое воздействие, прямое, когда мы сажаем и начинаем ему говорить, как ему надо жить, и есть косвенное воспитание. Очень точно звучат его слова: "Всякое педагогическое устремление должно быть хорошо спрятано в кабинете организатора". Никто не любит чувствовать себя объектом воспитания. И в коллективе как раз и не чувствуется этого, если, конечно, он настоящий», — рассказала исследователь.
Кроме того, она пояснила, что несмотря на некоторые стереотипы, в системе Макаренко нет подавления личности коллективом и вытеснения индивидуального подхода. Напротив — там есть гармоничное сочетание двух начал.
_«Я думаю, что многие из вас прекрасно знают и полагают, что Макаренко — это апологет коллективного воспитания. Это правда. Но это половина правды. Потому что коллектив у него — это средство. А центром его воспитания был человек. И он писал в письме к Горькому: "Не может быть воспитания, если не сделана главная установка о ценности человека"... <...>
У него в коллективах была мощная система индивидуального воздействия. Мощная методическая система. Это особый разговор: там и отстроченная беседа, и авансирование доверия, и взрыв. Причем все это очень оригинально применялось, нестандартно, он был мастером индивидуального воздействия».
Завершая выступление, Лариса Ивановна Гриценко рассказала об еще одной важной черте макаренковской педагогики — о принципе разрешения конфликтов, а не их избегания или снятия.
«Какая главная методологическая идея, которая позволяла ему решать те проблемы, которые не могли решить другие… Идея разрешения конфликтов. Макаренко говорил — в коллективе на каждом шагу встречается противоречия между личными и общими интересами и целями. И необходимо их разрешать. Если мы их будем разрешать, тогда и коллектив, и личность поднимаются в своем развитии. Он уделял исключительное внимание разрешению конфликтов».
Напомним, сегодня в Волгограде продолжает работу международная научно-практическая конференция «Национально ориентированная педагогика А.С. Макаренко как важнейший фактор современного воспитания».