Столичный омбудсмен: от кризисных ситуаций школы спасут психологи

Об отсутствии достаточного для предотвращения критических ситуаций количества психологов в московских школах заявила уполномоченная по правам человека в Москве Татьяна Потяева, 6 декабря собщает ИА Красная Весна.

Омбудсмен заявила, что одного-двух психологов на крупный учебный комплекс, где учатся до 2 тысяч учеников, недостаточно.

Потяева также считает, что психологи должны «глубже»работать с «контингентом детей», который вызывает беспокойство у педагогов.

Омбудсмен отметила, что психологи начали работать с подростком, пришедшим с ножом в столичную школу, только после происшествия, тогда как в школе должны работать высокопрофессиональные психологи, которые вместе с классными руководителями «могли бы почувствовать», что подростку нужна помощь и «заблаговременно» побеседовать.

По словам Потяеввой, самый обеспеченный психологами округ — Ямало-Ненецкий автономный округ, где на одного психолога приходится 54 учащихся, тогда как в большинстве регионов страны на 500–800 детей приходится один психолог.

По мнению уполномоченной, ситуацию с психологами в образовательных учреждениях необходимо «пересматривать».

Напомним, разговор о психологах в образовательных учреждениях возник в связи с утренним происшествием в московской школе № 1359. Учащийся 10 класса Даниил Г. принес в школу нож. Подростка, угрожавшего педагогам, а также угрожавшего покончить жизнь самоубийством, удалось быстро изолировать.

В начале года в России подряд произошли несколько трагедий. Два старшеклассника пермской школы ранили ножом 12 учащихся. Старшеклассник школы в Улан-Удэ, пришедший в школу с топором, ранил 7 человек. В обоих случаях пострадали и дети, и педагоги.

Комментарий редакции

Каждый раз, когда в школах происходят ЧП, подобные пермскому или керченскому, стандартно предлагается усилить охрану школ, повысить квалификацию охранников и наводнить школы психологами.

Между тем ситуация, когда к каждому классу приставлен «высокопрофессиональный» психолог, чтобы он присутствовал на всех уроках, наблюдал за подростками на переменах и предотвращал «кризисные ситуации», кажется фантастической, да и не нужной. Школьный психолог не может выявить психиатрическое заболевание, особенно на ранней стадии.

Читать также: Школу от школьников защитят психологами и видеокамерами?

Таких ситуаций станет меньше, если вернуть учителям полноценную воспитательную функцию. Неравнодушный учитель живет жизнью своих учеников, знает семейную ситуацию, видит изменение их настроения и многое другое. Но таких учителей (не тьюторов, а наставников) необходимо, во-первых, выпускать, а во-вторых, дать им возможность учить и воспитывать детей, не загружая бесконечными отчетами.

Читать также: Эксперт: учителям нужен психолог

Если же между учителем и учениками, между учителем и родителями создать «прослойку» в виде психологов-медиаторов (а ситуация как раз движется в эту сторону), то деструктивные явления и кризисные ситуации будут только множиться.

Для того, чтобы такие ситуации не возникали, нужно решить целый ряд проблем, среди которых инклюзия, позволяющая вводить в массовую школу психически нездоровых детей. В школу необходимо вернуть полноценные уроки литературы, создавать крепкие школьные коллективы, дать детям образ будущего, вырвать их из деструктивных объятих соцсетей и компьютерных игр.