В Китае учителей-пенсионеров отправят в беднейшие сельские районы

Десять тысяч учителей, вышедших на пенсию в 65 лет или находящихся на пороге этого возраста, начнут осенью новый учебный год на работе в сельских школах в отдаленных районах Китая. Такова часть новой программы правительства по сокращению бедности в сельской местности, пишет ИА Красная Весна.
 
Министерство образования называет этих учителей «выдающимися» представителями профессии и обязывает их отработать в таких школах как минимум один год, пока программа не завершится в 2020 году.
 
Это последняя из серии инициатив, направленных на повышение стандартов образования в бедных сельских районах, включая регионы с преобладанием этнических меньшинств и приграничные провинции, такие как Синьцзян, где проживает уйгурское мусульманское население.
 
Эксперты в области образования приветствуют расширение преподавательского состава в отдаленных учебных заведениях, пишет газета, но считают в то же время, что новая политика вряд ли поможет ликвидировать крупнейшую проблему образования в Китае — расширение разрыва в уровне образования между городом и деревней. Программа, по их мнению, не в состоянии справиться с «ошеломляющим неравенством в экономическом благополучии, которое, лежит в основе нехватки учителей в сельских районах».
 
Быстрая урбанизация в Китае оказала огромное влияние на сельские школы. В последние десятилетия миллионы сельских жителей мигрировали в быстро растущие города более богатых восточных провинций в поисках работы и во многих случаях забирали с собой детей.
 
В результате число учащихся в сельских школах резко упало, и органам образования стало все более сложно находить учителей для оставшихся сельских учеников, тем более, что на них падала возрастающая нагрузка, а зарплата не превышает 1000–2000 юаней (146–293 долларов США) в месяц.
 
С 2000 по 2010 год, когда правительство проводило кампанию по централизации сельских школ, согласно данным Китайского института исследований образования 21-го века, ежедневно закрывалось почти 100 деревенских школ и образовательных центров.
 
Истории об отдаленных сельских школах, которые посещает только горстка учеников, с трудом преодолевающих расстояние от дома до школы, не сходят со страниц китайских газет. Количество низкооплачиваемых сельских учителей в Китае сократилось с 4,73 млн в 2010 году до 3,3 млн в 2013 году — это последние доступные данные, информирует South China Morning Post.
 
«Поэтому, — утверждает профессор кафедры общественного образования Университета Гонконга Вэн Дан, — дополнительные 10 000 „выдающихся“ представителей профессии — просто капля в море, если сравнить эту цифру с сотнями тысяч сельских классов, которым требуются квалифицированные учителя».
 
Качество преподавания, подчеркивает газета, — это еще одна проблема. Правительство хочет сократить разницу в уровне подготовки городских и сельских учащихся, но отправляет в деревню пенсионеров, которые вряд ли в состоянии дать знания, отвечающие современным требованиям развития ребенка.
 
И наконец, завершает издание, программа рассчитана на два года. А что станут делать сельские школы потом, когда присланные из города учителя уедут?