Более трех десятков бесплатных онлайн-курсов представил в весенний семестр Московский государственный университет имени Ломоносова (МГУ), 2 марта сообщает ИА Красная Весна.
На сайте «Университет без границ» любой желающий может записаться на образовательные онлайн-курсы, подготовленные специалистами МГУ. Среди доступных на сайте курсов — «Математический анализ. Интегрирование и функции многих переменных», «Физиология центральной нервной системы», «Механика», «Биофизика», «Генетика», «Основы астрономии» и другие. Курсы состоят из лекций, по окончании обучения слушатели проходят аттестацию. Если аттестация пройдена успешно, слушатель получает сертификат.
Не только МГУ, но и другие ведущие российские вузы принимают участие в реализации проекта «Современная цифровая образовательная среда». Заместитель министра образования и науки Ирина Потехина привела статистику: в 2017 году более 240 тысяч школьников и студентов стали слушателями онлайн-курсов, сообщает Парламентская газета. Образовательный банк включает в себя уже более 400 различных курсов.
13 февраля члены Комитета Государственной думы по образованию и науке обсуждали развитие дистанционного обучения в вузах, передает ИА «Башинформ». Первый проректор Восточной экономико-юридической гуманитарной академии (ВЭГУ) Руслан Габидуллин сделал доклад о положительном опыте электронного образования в Башкирии. Габидуллин утверждает, что возможность дистанционно проходить обучение помогает решить проблему, когда из-за сокращения числа вузов абитуриенты уезжают учиться в другие регионы. Члены Комитета по образованию и науке выступили за введение двух новых категорий высших учебных заведений: «открытый университет» и «электронный университет».
Напоминаем, приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда» утвержден правительством РФ в октябре 2016 года. Использование онлайн-технологий в обучении, как указано на сайте проекта, должно служить увеличению доступности, актуальности и качества образования.
Комментарий РВС
Декларируемой целью проекта «Современная цифровая образовательная среда» является подготовка компетентных кадров для развития экономического производства, основанного на использовании цифровых технологий (интернет, связь). Цифровые технологии постоянно развиваются, поэтому сложно прогнозировать, какие требования будут предъявляться к специалистам через 10 лет, а значит, цифровая экономика требует создания новой образовательной среды, в которой человек мог бы обучаться на протяжении всей жизни.
Однако сама возможность такого обучения требует наличия базовых комплексных разносторонних знаний, позволяющих усваивать сложный материал. В настоящее время система всеобщего среднего образования таких знаний не дает и даже такой цели не ставит.
В результате пробелы в среднем образовании выпускника школы в лучшем случае могут быть частично устранены на дневной форме обучения в вузе, где студент полностью погружен в образовательную среду.
При дистанционном же обучении, которое по сути своей не более, чем разновидность заочного обучения, говорить о погружении в образовательную среду нельзя. Эффективно организовать собственное обучение сейчас может только редкий студент. А значит, дистанционное обучение не даст возможности не то, что подготовить специалистов для перспективных направлений, но даже не позволит залатать прорехи в среднем образовании студентов. В результате вместо десятков тысяч необходимых специалистов страна получит полчища недоучек с сертификатами.