«А все ж, друзья, как ни садитесь...» — о реформах французского образования

Провести реформу подготовки учителей «детской школы» для улучшения развития речевых навыков учащихся призвал министр национального образования Франции Жан-Мишель Бланке.

Министр образования хочет реформировать «детскую школу» (аналог детского сада) с опорой на исследования известного нейропсихиатра Бориса Цирюльника, участника комиссии Жака Аттали по «Улучшению экономического роста Франции», который должен подготовить экспертные предложения к марту этого года.

Говоря о целях реформы Жан-Мишель Бланке заявил: «Детская школа должна привить ребенку вкус к учебе как основной жизненной потребности, проявляющейся с первых лет его жизни... Что касается развития речи, то сегодня в этом проявляется изначальное неравенство, которое отражается в объеме лексики, освоенной при поступлении в детский сад. Это должно быть компенсировано за счет того, что детский сад должен стать средством для приобретения богатого словарного запаса, что окажет значительное влияние на успех в начальной школе и далее. Детский сад — это педагогический локомотив для всей нашей школьной системы, фундаментальный уровень, который нужно воспринимать очень серьезно, и которому я придаю особое значение». Каким образом эти правильные лозунги будут воплощены школой и можно ли устранить последствия, не устранив причин, журналисты не поинтересовались.

Кроме снижения результатов социального неравенства, детский сад, по мнению министра, должен создавать комфортные условия для воспитанников, чтобы обучение стало бы для них удовольствием. Эти благие намерения также требуют пояснения. Не окажется ли комфорт ребенка важнее стимулирования развития и связанной с ним требовательности, оценочности и соревновательности?

Борис Цирюльник пояснил изданию «Ouest France», что речь идет о новом подходе, основанном на теории привязанности. В рамках этой теории профессионал должен установить доверительные отношения с ребенком, который, чувствуя себя в большей безопасности, сможет стать более открытым для познания.

О том, будет ли «создание привязанности и доверия» к учителю и одноклассникам означать отказ от практики ежегодной смены ребенком класса и учителя/воспитателя, проводящееся сейчас в целях развития «социальных навыков», в интервью не сказано. Пока что, начиная с «детской школы», учащийся начинает свой учебный год с процесса адаптации в новом коллективе.

Параллельно предполагается реформировать и подготовку к экзаменам на аттестат зрелости для лицеев. Пока на страницах газет появилась информация о возможном сокращении числа обязательных экзаменов и «индивидуализации» программ для каждого лицеиста.

Напомним, что в последнее 10–15 лет школьное образование во Франции подвергается реформированию в режиме «нон-стоп». Иногда «новшества» проходят под видом реформ, иногда в форме менее значительных изменений. Кроме укрупнения учебных заведений и сокращения количества учителей, подспудно меняются методики, идеологемы и школьные программы.

Комментарий редакции

Результатом перманентной эволюции стало неуклонное ухудшение образовательного уровня французских школьников, что регулярно отражается в их показателях на международных конкурсах. Так, большой резонанс вызвали опубликованные 5 декабря 2017 года результаты исследования навыков чтения учащимися из 50 стран мира, проведенного «Международной ассоциацией по оценке учебных достижений». Франция заняла в этом конкурсе лишь 34-е место, оказавшись последней в списке стран ЕС (1-е место заняла Россия).

Кроме того, вызывает опасение идеологическая причастность к новой реформе комиссии теоретика концепции пост-человечества Жака Аттали. Член Бильдербергского клуба, финансист и политический деятель Жак Аттали описывает будущее как мир многоэтажного человечества — кочевой элиты без национальных корней и нищих кочевников, обитателей гетто. Человек будущего, в представлении Аттали, это существо, лишенное идентичности, истории, семьи и родины, винтик в машине потребления. Понятно, что такому человеку всестороннее, глубокое образование и не нужно.

Если строить будущее по Аттали, то можно сказать, что реформы французской школы проводятся весьма успешно. Однако инстинкт самосохранения общества заставляет его вздрагивать каждый раз, когда всплывают результаты продвижения по этому пути. Ощущая диссонанс между заявленными целями и полученными результатами, общество нещадно критикует функционеров от образования, что подвигает их лишь на новые френетические движения в области реформ. Этот процесс будет продолжаться, пока образование не будет соотнесено с вектором развития всего общества, и тогда, возможно, национально-ориентированные силы смогут изменить ситуацию. В противном случае лягушку доварят на медленном огне.