Значительное снижение тяжких и особо тяжких преступлений в быту — главный итог декриминализации побоев

Член ОП РФ Людмила Виноградова рассказала о плюсах и минусах декриминализации побоев в России:

— В прошлом году Президент России Владимир Путин подписал закон, декриминализирующий «семейные» побои. Еще на стадии согласования документ вызвал жаркие споры в обществе. А на недавнем круглом столе в Общественной палате РФ мнения участников, которые обсуждали последствия исключения из Уголовного кодекса нормы о побоях в отношении членов семьи, также разделились. Расскажите об изменениях в законе. И почему он вызвал такой резонанс в обществе?

— Изменения коснулись статьи 116 Уголовного кодекса Российской Федерации. Действительно, с февраля 2017 года побои, нанесенные члену семьи, перестали быть уголовным преступлением, если совершены впервые. Теперь это административное правонарушение и не влечет судимости. За его совершение предусмотрен штраф до 30 тысяч рублей, либо арест до 15 суток, либо обязательные работы.

На мой взгляд, закон направлен на защиту и сохранение семьи. Дело в том, что под действие статьи 116 УК РФ в прежней редакции в основном попадали родители, применявшие к детям меры воспитательного воздействия. Считаете ли вы правильным осудить на два года мать-одиночку, которая отшлепала ребенка из-за того, что он выбежал на проезжую часть и чуть не попал под автомобиль? Или отца, ударившего ремнем подростка за воровство? Старая редакция закона в таком случае способствовала отобранию ребенка из семьи и помещению его в организацию для детей-сирот (социально-реабилитационный центр и т.п.). Разве это правильно?

Воспитательные шлепки в качестве мер сдерживания — это зачастую необходимый элемент в воспитательном процессе. Законодатель позволяет должностным лицам в специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа применять в исключительных случаях, когда иные меры не дали результата, меры физического сдерживания (физическую силу) в пределах, не унижающих человеческого достоинства, в целях пресечения совершения несовершеннолетними общественно опасных деяний или причинения ущерба своей жизни или здоровью (пункт 10 статьи 15 ФЗ № 120-ФЗ от 24.06.1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).

Но вместе с тем родители такого права не имеют, хотя в основном их действия направлены именно на пресечение правонарушений или ограждение детей от причинения себе ущерба. Где же логика? Считаю, что родители также должны быть освобождены от уголовной ответственности за меры физического сдерживания, не причиняющие ущерба здоровью.

Другое дело, когда применяется неоправданная жестокость, которая не относится к побоям и имеет другую квалификацию.

Некоторые эксперты полагают, что декриминализация может отрицательно повлиять на ситуацию с «семейными» побоями, считая, что закон позволяет применять насилие и не бояться ответственности за деяние. Истерия в обществе поднимается некомпетентными «правозащитниками», использующими юридический термин «побои» в обывательском понимании как насилие, причиняющее ущерб здоровью разной степени тяжести, что не имеет ничего общего с действительностью.


— А что такое побои? Как их квалифицировать?

— Побои —  это удары или иные насильственные действия (например, щипание, укусы, выкручивание рук), причинившие физическую боль без каких-либо повреждений, либо ссадины, кровоподтеки, но не повлекшие кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты общей трудоспособности.

Если в результате конфликта потерпевшему наносится вред здоровью, то в зависимости от его тяжести преступление рассматривается по другим статьям Уголовного кодекса РФ: по статье 115 — за умышленное причинение легкого вреда здоровью; по статье 112, если причинен вред здоровью средней тяжести; по статье 111 — за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью; по статье 117 — за истязание, то есть причинение физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев. Кроме того, в Уголовном кодексе имеется ряд статей, предусматривающих ответственность за совершение аналогичных действий в состоянии аффекта, а также за угрозу убийством. Именно этими, более тяжкими статьями правоприменители и квалифицируют семейное насилие, не ограничиваясь статьей 116.


— Сильно ли отличается новый закон от прежнего?

— До декриминализации побои, как и все дела частного обвинения, возбуждались по заявлению потерпевшего в судах. В Уголовно-процессуальном кодексе РФ есть глава, посвященная производству по делу частного обвинения в суде.

Потерпевшее лицо, чаще женщина, после происшествия сама должна была написать заявление в суд. А если она юридически неграмотна, то самостоятельный сбор доказательств представлял для нее определенную сложность. Дело затягивалось из-за различных процессуальных проволочек, и, таким образом, происходило непринятие мер к виновному, он оставался безнаказанным длительное время.

Были в практике случаи, когда побитая женщина до утра не доживала, поскольку работники полиции не спешили вмешиваться в дела, возбуждаемые судом. А сейчас система изменилась. Лицо, ранее не осуждавшееся за побои, впервые привлекают к административной ответственности. Это уже категория дел, которыми занимается полиция, и сотрудники МВД не имеют права отказаться от принятия мер по первому звонку потерпевшего. 


— Конфликтные ситуации с побоями происходят чаще между супругами?

— Очень часто ситуации с побоями возникали как раз-таки не между супругами, а между чужими людьми, например между соседями по даче, лестничной площадке, по гаражу.

— Значит конфликтные ситуации с побоями между супругами в вашей судебной практике явление не частое? О чем это говорит? О том, что подобные ситуации замалчиваются потерпевшими?

— В моей судебной практике по побоям обращались супруги, которые, например, не могли разделить имущество, и эта норма служила им элементом шантажа при решении имущественных вопросов.

Что касается домашнего насилия, то это редкий случай, когда женщина, потерпевшая от мужа, обращалась в суд с заявлением для привлечения его к уголовной ответственности за побои.

К сожалению, чаще всего такие женщины терпят до последнего и обращаются с заявлением уже за систематическое нанесение побоев или когда им причиняется вред в той или иной степени и дело возбуждается не по жалобе, а по факту причинения телесного повреждения.


— Теперь потерпевшее лицо, пострадавшее от побоев, может смело звонить в полицию?

— Да, сотрудники полиции обязаны выехать на место происшествия, принять соответствующие меры. Таким образом, они изолируют правонарушителя и по первому звонку от потерпевшей пресекают совершение более тяжкого преступления. А ведь это важно, когда виновный не доводит свой умысел до причинения среднего или тяжкого вреда здоровью.

Читать также: Юридическое насилие над семьёй в России: проект «семейно-бытового насилия»

— Что изменилось в связи с принятием закона?

— Люди начали обращаться в полицию чаще, поскольку перестали бояться судимости, которая отражалась на карьере супругов, детей. Сам процесс привлечения к ответственности упростился.

К административной ответственности за побои привлечено больше лиц, то есть улучшилась профилактика по тяжким и особо-тяжким преступлениям.

По статистике МВД, тяжких телесных повреждений в быту стало меньше на 18 процентов, а убийств — на 17,5 процента, то есть за год произошло значительное снижение преступлений — это внушительные цифры, главный итог декриминализации побоев. Суды разгрузились от уголовных дел.

Таким образом, многие негативные последствия, усугубляющие положение людей, устранены, и это важно для любой российской семьи.