Расходы, предусмотренные нацпроектом «Здравоохранение», носят инвестиционный характер и потому не помогут в достижении целей, обозначенных в майском указе президента, отметили экономисты из РАНХиГС и Института Гайдара в среду, 16 января, во время сессии «Эконономические аспекты общественного здоровья» Гайдаровского форума, сообщает ИА Красная Весна.
Эксперты рассказали об избыточном инвестиционном финансировании в строительство новых медучреждений и технического обеспечения для некоторых подпрограмм («Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями», «Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям», «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами»).
«Мы видим, что инвестиционные расходы не направлены на финансирование собственно медицинской помощи, а это уменьшает возможности выполнения поставленных майским указом президента Российской Федерации целей», — считают экономисты РАНХиГС и Института Гайдара.
Эксперты считают, что, распределяя средства внутри нацпроекта, нужно увеличивать долю текущих расходов, а также больше выделять дополнительных средств на лекарственное обеспечение больным сердечно-сосудистыми заболеваниями и детям. Примером может послужить удачное моделирование расходов подпроекта по борьбе с онкологией.
Напомним, что раннее аудиторы Счетной палаты (СП) и эксперты Высшей школы экономики (ВШЭ) подвергли критике противоречия между показателями нацпроекта и планирующимися бюджетными расходами. Счетная палата сделала вывод, анализируя законопроект «О федеральном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов», что средства, выделенные на нацпроект «Здравоохранение», превышают возможности госбюджета почти на 70 млрд рублей.
Отметим, что население выражает недовольство качеством и доступностью медицинской помощи тем, что часто нарушается принцип шаговой доступности медицинских услуг. Недовольство вызывают также необеспеченность лекарственными средствами в поликлиниках по льготам и в стационарах по программе госгарантий, проблемы с попаданием на прием к врачу-специалисту. Инвалиды жалуются на то, что не дают или присваивают не ту группу инвалидности.
Комментарий редакции
В Национальном проекте «Здравоохранение» заявлены следующие целевые показатели: к 2024 году произойдет увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет, снижение смертности населения трудоспособного возраста на 26%, с 473,4 до 350 на 100 тыс.населения, снижение смертности от болезней системы кровообращения с 587,6 до 450 на 100 тыс. населения, снижение смертности от онкозаболеваний с 200,6 до 185 на 100 тыс. населения и снижение младенческой смертности с 5,6 до 4,5 на 1 тыс. родившихся детей. Основным результатом считается также создание позитивного имиджа российского здравоохранения на международном рынке и привлечение дополнительных инвестиций, что, по обещаниям специалистов из ВШЭ и мечтам чиновников, обеспечит превращение отечественного рынка медицинских услуг в чудесный драйвер экономики, с помощью которого Россия наконец осуществит прорыв на пятое место.
О лекарственном обеспечении, про которое говорили эксперты на Гайдаровском форуме, в презентации проекта ничего не сказано, а в специализированной литературе в качестве одного из его источников указаны соплатежи граждан. А существующие противоречия с концепцией государственных гарантий по оказанию бесплатной медицинской помощи гражданам в соответствии с Конституцией Российской Федерации можно ведь решить и явочным порядком, по аналогии с повышением пенсионного возраста.