Минпросвещения разъяснило, что такое воспитание в школах


Богданов-Бельский. Дети на уроке. 1918 год.

Примеры успешных соотечественников, история малой родины и развитие Российского движения школьников (РДШ) будут положены в основу воспитательной работы в школах, заявил заместитель министра просвещения РФ Денис Грибов, 21 октября сообщает пресс-служба Минпросвещения.

Грибов уведомил, что Минпросвещения намерено заняться совершенствованием воспитательной работы в школах — с 2021 года наличие рабочих программ воспитания и соответствующих календарных планов в учебных заведениях станет обязательным. Он также разъяснил, что по тому, что понимается под воспитанием, можно будет определить направление развития системы образования: «Говоря о воспитании, мы говорим о нашем будущем, о том, куда движется наша система образования».

По словам чиновника, воспитание в школах приобрело стратегическое значение: «Воспитание теперь — стратегический национальный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях».

Заместитель министра просвещения призвал педагогов при воспитании детей руководствоваться примерами «наших соотечественников, добившихся личного успеха, успеха в служении на благо обществу и государству».

По его мнению, при воспитании школьников нужно больше говорить об истории региона: «Кроме того, несомненно, важно уделять внимание истории и традициям того региона, в котором находится школа, чтобы дети больше узнавали свою малую родину». Воспитательная работа должна идти с опорой на РДШ.

Другим важным принципом воспитания замминистра назвал его всеобщность: «Наше внимание не должно ограничиваться только образовательными вопросами. Нам важно говорить о развитии единого воспитательного пространства с единой системой ценностей и нравственных основ».

Ранее, 30 сентября, министр просвещения Сергей Кравцов заявил, что главной задачей Минпросвещения является формирование развитого трудолюбивого гражданина, умеющего работать в коллективе. Он отметил, что необходимо объединить воспитание в семье и школе.

Перед этим, 3 августа, в Минпросвещения сообщили, что программы воспитания в школах надо будет разрабатывать, начиная с сентября 2020 года. Эти программы должны быть короткими и ясными. В детских садах также будут заниматься воспитанием детей, но к этому процессу рекомендовано привлекать и родителей, чтобы ценности, на которых воспитываются дети, были общими и дома, и в образовательном учреждении.

До этого, 19 июня, Кравцов заявил, что главной задачей школы станет воспитание, а не обучение.

Напомним, 21 мая на совещании о ситуации в системе образования в условиях распространения коронавирусной инфекции Путин, обсуждая изменения в системе образования, дал оценку ситуации вокруг вынужденного дистанционного образования. Он расценил «слухи и вбросы» о том, что в стране будет введено дистанционное обучение, которое полностью заменит традиционное как «откровенную провокацию». Президент предложил внести в закон об образовании поправки, которые ставят цель «укрепить, акцентировать воспитательную составляющую отечественной образовательной системы».

Источник

Комментарий РВС

В заявлениях чиновника слишком много двусмысленных утверждений, чтобы можно было спокойно их воспринимать. Здесь и оговорки про примеры "личного успеха" и планируемый акцент на региональной истории. 

Многие годы работы министерских чиновников продемонстрировали, что они могут относиться к своим задачам исключительно формально. И не приходится ожидать, что в подходах к воспитанию будущего будет проявлено что-то человеческое. Поэтому уже впору начинать бояться какого-нибудь воспитания без обучения. Особенные опасения вызывают эти заявления на фоне настойчивого продвижения дистанционного образования, сводящего учебную составляющую к нулю.