Замминистра успокоил участников слушаний, заявил, что его ведомство не рассматривает, не рассматривало и не предполагает использовать дистанционное обучение как единственную и эксклюзивную систему обучения, а лишь как временную меру пережить критическую ситуацию. Вместе с тем, он перечислил аргументы в пользу «внимательного отнесения» к дистанционному обучению.
Замминистра указал, что дистанционный формат активно развивается за рубежом. Так, онлайн-платфрома Coursera в США располагает 30 тыс. онлайн-курсов, в том числе и на русском языке, которым, по словам Афанасьева, можно противопоставить только российские платформы дистанционного цифрового образования. Он также указал, что миллионы студентов крупнейших университетов Индии, Ирана, Пакистана учатся удаленно. Вместе с тем, замминистра признал, что в ряд профессий дистанционно освоить невозможно.
Чиновник подчеркнул доступность и социальное преимущество дистанционного обучения.
«… него есть в том числе и социальное преимущество. При развитии инфраструктуры, это доступ, это доставка образовательного, современного, эффективного контента в том числе и для дальних регионов и территорий, у него огромный потенциал. Это потенциал снижения стоимости обучения, потому что исключается затраты на транспортировку, это возможность использования лучшей профессуры академической науки нашей для передачи своих самых современных научных знаний и для школьников, и в нашем случае для студентов», — заявил Афанасьев.
Комментарий РВС
В качестве преамбулы хотелось бы напомнить, что в естественных науках известно, что потенциал бывает и отрицательный. Так что наличие потенциала не означает, что этот потенциал приведет нас к желаемому результату. А теперь давайте рассмотрим этот потенциал.
Дмитрий Афанасьев говорит о том, что это потенциал снижения стоимости обучения. Но ведь нельзя рассматривать снижение стоимости чего-либо без соотнесения с последствиями такого снижения. Ведь значительно дешевле не строить заводы и не тратить деньги на зарплату. Если при этом не учитывать попадание в ловушку промышленной зависимости.
Значительно дешевле не строить больницы, лечить всех на дому. Если не учитывать невозможность лечения некоторых болезней на дому и как следствие высокую смертность.
Значительно дешевле не строить школы, а учить дистанционно, если… Если не учитывать последствия этого действия.
А последствия, как уже убедились на опыте и как говорят многие эксперты — плачевные. Резкое снижение уровня образования у учащихся. Так вот, если нас уровень образования не интересует, то у дистанционного обучения действительно большой потенциал по удешевлению процесса обучения. Только нужно ли нам такое удешевление?
Далее зам. министра рассказал нам о том, что за рубежом такой формат активно развивается. Но он забыл рассказать о том, что на Западе студенты уже протестуют против такого формата. Потому что на себе ощущают снижение собственного уровня.
Что же касается доступности такого вида обучения — то мы все наслышаны о том, как школьники залезают на деревья, чтобы поймать интернет, выезжают из поселка на трассу, где интернет ловит, и так далее. Такой формат обучения гораздо менее доступен, если только зам. министра не хочет выкинуть из внимания удаленные регионы и деревни, если только он на них не поставил крест.
А точно он на них его не поставил? И точно ли Минобрнауки так важен уровень образования? Или он стремится лишь минимизировать расходы?
Наши чиновники настойчиво рекламируют дистанционку, правда, сопровождая процесс своеобычной мантрой, что они-де ни в коем случае не собираются замещать общее образование дистанционным. Но мы уже писали о том, что в дистанционное образование вкладываются десятки миллиардов рублей. В отрасль устремились в буквальном смысле слова все кому не лень, от российских IT-гигантов до почуявших большие прибыли инвесторов.
И нет никаких сомнений в том, что эти миллиарды в образовательные платформы вкладываются не для того, чтобы через несколько месяцев от них отказаться. Если называть вещи своими именами, то в Минобре предложили оценить потенциал заочного образования. Так вот - оно всегда считалось низкокачественным. Во-первых, несмотря на то, что лекции можно транслировать, знания передаются от человека к человеку. Для эффективной передачи и получения знаний преподавателю необходим живой контакт со студентами, а студентам — студенческий коллектив и контакт с преподавателями.
Во-вторых, для того, чтобы заочное образование хоть немного приблизилось по качеству к очному, студенту нужна сверх-мотивация и сверх-дисциплинированность. А этого, порой, нет даже у совсем неленивых студентов. А уж про детей и говорить нечего.
И ничего, кроме улыбки, не может вызвать призыв следовать примеру западных иностранных платформ, на которых успешно учатся студенты третьего мира. Может, Минобр имеет в виду именно такой потенциал – потенциал окончательного превращения нашего государства в страну третьего мира? Потому что если кадры в нашей стране будут коваться дистанционно, то в регресс мы скатимся очень быстро.