Александр Дейнека. Эстафета по кольцу. 1947
Коллективные формы деятельности способствуют воспитанию студентов, заявил министр науки и высшего образования Валерий Фальков 19 ноября на Всероссийском семинаре-совещании по воспитательной работе.
Фальков считает, что воспитание должно быть органичной частью вузовского образования, несмотря на то, что многие студенты являются уже зрелыми личностями: «Многие из выпускников школ уже имеют зрелые воззрения, это диктует нам особые условия организации воспитательной работы в вузе. Воспитательная работа должна быть органичной частью образовательного процесса в университете». Он предложил найти такие формы воспитания, которые могут применяться даже при дистанционной форме обучения.
Кроме того, министр сообщил, что обнаружено воспитательное свойство коллектива: «Мы вдруг поняли, что само присутствие в коллективе, оно воспитывает. Именно поэтому важны коллективные формы деятельности: спортивные команды, и участие в добровольческих объединениях, и игра в КВН, и многое другое».
Он пояснил, что коллектив способствует нормальной социализации человека: «Потому что это нормальная социализация. Это позволяет нам соотнести кто мы есть, как выстраиваются взаимосвязи и лучше быть готовыми к взрослой жизни. Хотя мое глубокое убеждение, что взрослая жизнь начинается уже в школе, а уж студенты это точно самостоятельные, взрослые люди».
Ранее, 22 мая, Фальков заявил, что после пандемии российским вузам необходимо будет сохранить баланс между живым общением во время обучения и «цифровизацией» учебного процесса. По мнению министра, «живое человеческое общение» должно быть в «разумных пределах».
Впоследствии, 28 сентября, глава Минобрнауки сообщил, что главной задачей для руководства вузов должна стать выработка общего подхода к пониманию того, что из себя представляет воспитание. Он подчеркнул, что воспитание должно быть патриотическим, но таким, чтобы оно привлекало, а не отдаляло студентов от взаимодействия с воспитателями.
Напомним, 21 мая на совещании о ситуации в системе образования в условиях распространения коронавирусной инфекции Путин, обсуждая изменения в системе образования, дал оценку ситуации вокруг вынужденного дистанционного образования. Он расценил «слухи и вбросы» о том, что в стране будет введено дистанционное обучение, которое полностью заменит традиционное, как «откровенную провокацию». Президент предложил внести в закон об образовании поправки, которые ставят цель «укрепить, акцентировать воспитательную составляющую отечественной образовательной системы».