Учись и работай. Работай и учись.
Изображение: Советский плакат
Введение дистанционного образования во время пандемии коронавирусной инфекции отрицательно повлияло на учебу, считают 43% студентов, следует из данных опроса, опубликованного 23 июня на интернет-портале автономной НКО «Россия — страна возможностей».
Согласно данным опроса, только 23% студентов положительно оценили дистанционное обучение. Более всего положительных оценок у аспирантов и учащихся магистратуры. В большинстве своем сторонники дистанционки отмечают, что у них появилось больше свободного времени (51%) и они стали меньше уставать от учебы (50%).
По мнению 43% респондентов, переход в онлайн отрицательно сказался на учебе. Студентам не хватало общения с преподавателями и одногруппниками (60%), было сложно сосредоточиться при дистанционном обучении (44%) и в домашней обстановке (43%). Треть опрошенных заявили, что график учебы стал более напряженным, а четверть — что стали больше уставать.
Опрос проводился с 27 апреля по 27 мая 2021 года среди 1761 бакалавров, магистров и аспирантов российских вузов.
Ранее, в августе 2020 года, НИУ ВШЭ опубликовал данные соцопроса, которые показали, что 65% студентов считают, что обучение на дистанционке менее эффективно, чем традиционное.
29 мая 2020 года были опубликованы результаты опроса, проведенного РАНХиГС, который показал, что большинство студентов и преподавателей академии считают, что качество дистанционного образования хуже традиционного. Среди студентов вуза 47,7% опрошенных признали неудобство онлайн-обучения, среди преподавателей таковых оказалось 53,8%.
Напомним, 23 сентября 2020 года глава Минобрнауки Валерий Фальков сообщил, что внедрение в вузах элементов дистанционного обучения стало главным изменением в системе высшего образования после пандемии. Перед этим, 22 мая, он уведомил, что после пандемии российским вузам необходимо будет сохранить баланс между живым общением во время обучения и цифровизацией учебного процесса. По мнению министра, «живое человеческое общение» должно быть в «разумных пределах».
Комментарий РВС
Уже второй год данные соцопросов показывают, что большинство студентов и преподавателей отрицательно воспринимают дистанционку. Однако дистанционные технологии обучения, доказавшие свою неэффективность в сравнении с традиционными методами, продавливаются с невероятным упорством в массовое вузовское и школьное образование, что может говорить только о том, что правительство рассматривает его как ненужное социальное обременение. Современные цифровые технологии позволяют существенно удешевить образование, сэкономив на преподавателях. Кроме того, автоматизация производства и управления снижает потребность в специалистах. По всей видимости, в правительстве надеются, что пробиться через дистанционку сможет только небольшое число самых одаренных, и проблема «лишних» студентов и специалистов решится сама собой.