Цифра вместо буквы - государство намерено расправиться с бумажными учебниками к 2024 году?

Высокие затраты государства на закупку бумажных школьных учебников названы среди вызовов российского образования, которые должны быть преодолены через цифровую трансформацию общего образования.

15 июля в банке документов Министерства просвещения РФ размещен паспорт проекта «Цифровая трансформация отрасли «Образование (общее)». Одной из проблем образования, описанных составителями документа, названы:

«Высокие затраты государства на закупку бумажных учебников, высокие затраты родителей на закупку дополнительных материалов. Большое количество подделок учебников допущенных в Федеральный перечень учебников».

Получается, что снижать затраты государства и родителей на закупку учебников авторы документа предлагают за счет цифровизации образования. Т.е. школьникам предлагается работать с цифровой книгой вместо бумажной. В частности, в проекте сказано:

«Гаджеты, цифровые технологии и продукты сегодня конкурируют с учебной деятельностью за внимание ученика. Необходима их интеграция в процесс обучения, воспитания и развития, ликвидация образовательных дефицитов, индивидуализация образования, включая персональные образовательные траектории».

В проекте заявлено, что к 2024 году 100% образовательных организаций должны перейти на «безбумажные технологии в организации образовательной деятельности».

Среди недостатков «бумажного контента» составители документа называют:

- отсутствие в бумажном контенте оперативной обратной связи и тестирования,

- отсутствие возможности наполнения портфолио учащегося результатами освоения материала

- низкий уровень адаптации под потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Комментарий РВС

Оцените беспрецедентную наглость цифровизаторов образования. Сегодня они говорят, что бумажные учебники дороги для государства, поэтому надо заменить их на цифровые. Завтра в полном соответствии они скажут: содержание школьных зданий и затраты на учителей дорого обходятся государству, поэтому пусть ученики сидят по домам на дистанционке, обучаются по записям уроков, а направляет их обучение и контролирует успехи искусственный интеллект. Неважно, что на выходе из школы будут неучи, но ведь зато дешево.

Неужели наше государство настолько обеднело, что решающим аргументом для реформирования образования становится дешевизна цифрового учебника? А как же качество образования? Многочисленные исследования ученых из разных стран показывают, что информация с экрана усваивается детьми заметно хуже, чем из бумажных книг.

Чиновники из Минобразования внедряют технологии, которые приведут к падению уровня образования. При этом нет ни одного разумного аргумента, почему это надо делать. То, что «бумажный контент» не дает оперативной обратной связи – смешно, он и не должен ее давать. Тестировать ученика – задача учителя, а не учебника! Пускай детям с ОВЗ цифровые учебники принесут пользу, но это же не повод навязывать их всем, зная, что это приведет к ухудшению усвояемости материала.

Что касается дешевизны цифровых учебников, то тут стоит вспомнить завершение сказки о попе и работке его Балде: «Не гонялся бы ты Поп за дешевизной».