Цифровизация образования – это не тот прогресс, который нужен детям

Не со всякими плодами научно-технического процесса обществу нужно соглашаться, особенно если они затрагивают детей. Об этом заявила психолог, писатель и публицист Ирина Яковлевна Медведева на прошедшей в Уфе конференции «Дистанционное образование: непростые выводы массового социологического опроса граждан».

«Какие-то стороны прогресса мы обязаны отвергать, тем более, когда они касаются школьного образования детей», — сказала психолог.

Медведева пояснила, что ей приходится слышать, будто современные дети совсем другие, не такие, как раньше. Однако, по ее словам, в своей клинической практике она не видит особых различий между современными школьниками и школьниками тридцатилетней давности.

«Нам врут, что сейчас совсем другие дети, - пояснила Медведева, - Ребенок — это человек, у которого человеческая сущность еще не запудрена новациями жизни. Он наиболее природный человек, поэтому ему нужны самые консервативные способы воспитания и обучения».

По словам эксперта, дистанционные технологии, которые повсеместно внедряются в образовательный процесс, наносят вред ребенку, поскольку лишают его полноценной социализации и той необходимой сложности, которая развивает волю и характер, готовит его ко взрослой жизни.

Дистанционка оставляет ребенку возможность общаться лицом к лицу лишь с близкими людьми.  С ними ему легко общаться, поскольку дома все тебя любят, и ты всех любишь. Все остальное общение происходит в виртуале. Однако, по словам психолога, таким путем школьник не научится общению с реальными людьми.  

 «Дома очень легко. А вот в школу ребёнок приходит и… кто-то из ребят с ним дружит, а кто-то его терпеть не может, а кто-то на него ябедничает, а кто-то не дает ему списать, а кто-то на него нападает с кулаками. И вот со всеми этими людьми, со всеми этими ровесниками надо учиться взаимодействовать. Это то, чего в жизни будет очень много», — сказала Медведева.

Взаимоотношения с учителями тоже важны для развития детей. Каждый педагог относится к ребенку по-разному, предъявляет разные требования, и это тоже готовит школьника к тому, с чем он встретится за пределами школы. Этого общения дети лишены на дистанционке.

 «Но самое конечно главное — это то, что ребёнок становится социопатом, научно говоря. А попросту говоря, он не сумеет общаться с разными людьми», — сказала Медведева.

Психолог отметила, что в школе ребенок учится преодолевать сложности, и через это формируется воля и ответственность.

«Воля начинается с того, что ты умеешь отказываться от того, что хочется. Хочется валяться под одеялом, а встав — поиграть, а потом погулять. А ты идешь в школу. Хочешь не хочешь, отсиживаешь там четыре-пять-шесть уроков. И тебе там бывает скучно, не обязательно интересно — это тоже очень полезно», — сказала эксперт.

Вместе с тем, важно, что в школе есть не только трудность, но и радость человеческого общения, дружбы, совместных занятий.

«В школе трудно — надо встать, напрячься, отсидеть уроки, а с другой стороны — ты общаешься с товарищами — это замечательно. И вот закрепляется в голове, что трудность, она сопряжена и с радостью», — пояснила Медведева.

Психолог отметила, что сложности в школе приучают ребенка к ответственности во взрослой жизни. Это непросто для ребенка, но без этого ему очень плохо придется во взрослой жизни, все равно как черепахе без панциря.

Цифровизация образования, подталкивающая ребенка к дистанционному формату, лишает ребенка не только полноценного общения, но и необходимого напряжения, без которого не будет развиваться душа и моральный стержень человека.

Комментарий РВС

Родительское сопротивление благодарно психологу Ирине Яковлевне Медведевой за разумную, взвешенную позицию по вопросу о внедрении дистанционных технологий в школьное образование и последствиях такого внедрения для детской психики.

Мы поддерживаем идею о том, что не всякое научно-техническое новшество должно быть поддержано обществом. В прошлом бывали очень яркие примеры, когда попытки бездумно следовать прогрессу приносили больше вреда, чем пользы. Например, попытки врачей излечивать людей ртутью вплоть до 19 века, когда выяснилась, что ртуть губит людей надежнее, чем болезнь.

Попытки разных официальных лиц апеллировать к прогрессу, как к безусловному благу вместе с заявлениями о том, что дети стали совсем другими, и им срочно нужна новая «прогрессивная» система обучения мы считаем манипулятивными и безответственными. Мы убеждены, что делаются эти заявления не в интересах детей, а в интересах цифровизаторов образования.

Хотим также отметить нелепую попытку со стороны журналистов уфимского телеканала высмеять выступление Ирины Яковлевны за недостаток причинно-следственных связей. Можем предположить, что эти телевизионщики стали жертвами той самой цифровизации и засилья гаджетов, которое формирует у человека клиповое мышление, т.е. неспособность понимать логические построения за исключением самых простых.