Почему развитые страны не спешат вводить у себя дистанционное образование, зато охотно предлагают его бедным и развивающимся странам? На этот вопрос ответил эксперт организации Родительское Всероссийское Сопротивление (РВС) Владимир Васильев 27 августа на проходившей в Уфе конференции «Дистанционное образование: непростые выводы массового социологического опроса граждан».
По словам докладчика, опыт ряда стран, включая Великобританию и США, показывает, что переход на дистанционку негативно влияет на качество образования. Об этом свидетельствуют не только отзывы родителей и педагогов, но и научные исследования.
Васильев пояснил, что несмотря на массовый переход школ на дистанционный формат в период пандемии, больше всего от этого перехода пострадали дети из бедных семей. По его словам, родители с достатком имели возможность компенсировать ухудшение качества образования за счет репетиторов, и в этом смысле богатые и бедные оказались в неравном положении.
По словам докладчика, особенно ярко эта особенность видна на примере американских школ. Исследования показали, что на дистанционный формат переходили учебные заведения в наиболее бедных районах. Школы для учеников с обеспеченными родителями гораздо чаще отказывались от дистанционки.
Васильев отметил, что цифровое дистанционное образование по сути является суррогатом, и потому оно не может служить базой для технологического развития страны.
«Это никаким образом не совместимо с заявлениями, в том числе на высшем уровне, о том, что у нас будет экономика знаний, прорывные проекты, мы будем какие-то инновации внедрять. Это невозможно без широкого народного образования. И об этом говорит в том числе мировой опыт», — сказал представитель родительской организации.
Докладчик отметил, что развитые страны предлагают внедрять дистанционку более бедным и развивающимся странам, сами же желают сохранить у себя очное образование.
Отметим, что в США опыты с онлайн-школами начались задолго до коронавирусной пандемии. В 2017 году американское издание The Wall Street Journal опубликовало результаты исследования, в котором анализировались образовательные успехи четырехсот онлайн-школ. Оказалось, что 80% учащихся в этих школах имеют низкие показатели успеваемости – гораздо более низкие, чем в целом по стране.
Отметим также, что разные эксперты в числе достоинств онлайн-образования называют его дешевизну, поскольку снижаются затраты на учителей и учебники. Однако, дешевизна такого образования достигается за счет снижения его качества. И в этом плане, конечно, система, в которой бедные получают образование дистанционно, а богатые – очно приводит к тому, что образовательное неравенство между богатыми и бедными растет и закрепляется.