Вызовы системе образования
Изображение: Анашкин Сергей © ИА Красная Весна
Возможность обучаться инклюзивно в России имеет большинство детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, заявил первый заместитель министра просвещения Российской Федерации Дмитрий Глушко в ходе пленарного заседания на первом Всероссийском форуме «Формула образования», транслирующемся на YouTube.
«Мы движемся в сторону развития инклюзивного образования во всех направлениях. Детей с ОВЗ и инвалидностью много и большинство из них сейчас имеет возможность обучаться инклюзивно», — заявил Глушко.
После чего добавил, что в системе образования России у «каждого ребенка — независимо от группы здоровья и состояния здоровья» должна быть «возможность выбирать наиболее удобную и комфортную форму обучения, которая давала бы максимально позитивный эффект».
Напомним, согласно Саламанкской декларации «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями», принятой в 1994 году, дети с разными ограничениями по здоровью, носящими как физиологический, так и психологический характер, должны иметь доступ к обучению в обычных школах. При этом обычные (массовые) школы должны подстраивать образовательный процесс под индивидуальные потребности детей.
Это, по мнению ЮНИСЕФ (подразделение ООН по проблемам детей), позволит исключить из системы образования дискриминацию прав детей с особыми образовательными потребностями, в том числе инвалидов.
Комментарий РВС
Понятия «инвалидность» и «ограниченные возможности здоровья» очень широкие. Они включают в себя совершенно разные отклонения в развитии организма: как качественные (нарушения зрения, слуха, опорно-двигательной системы или интеллекта), так и по степени тяжести проявления дефекта.
Понимая это, становится ясно, что в современной массовой школе — с классами из 30 и более учеников, дефицитом педагогических кадров и чрезмерной административной бумажной нагрузкой на учителей — невозможно создать качественные условия для эффективного обучения инвалидов всех категорий. Ведь образовательные потребности таких детей действительно сильно различаются.
Например, в заложенной во времена СССР коррекционной системе было деление детей с ОВЗ на категории по виду нарушений и степени их тяжести. Так, детей с особыми потребностями в образовании делили на группы, основанные на схожести условий обучения, которые необходимо для них создать. Для этого существовали коррекционные школы разных типов. В этих школах, в свою очередь, создавались уникальные, специально подобранные для детей с данным отклонением в развитии условия — материальная база, специально обученные педагоги, коррекционные образовательные программы.
Теперь же, под идею инклюзивного образования, детей с ограниченными возможностями здоровья распределяют по обычным классам. Там они встречаются как с отсутствием необходимых им для успешного обучения и развития условий, так и с возможным неприятием детскими коллективами, что оставляет психологические травмы детям с ОВЗ. При этом освободившиеся коррекционные школы закрываются, а наработанные десятилетиями методики утрачиваются.
Таким образом, под видом борьбы с якобы дискриминацией инвалидов у них забирают возможность получить качественное образование и развитие в учебном заведении, где работа с ними хорошо продумана и отлажена многими поколениями ученых и специалистов дефектологии.