16 марта в газете Нью-Йорк Таймс вышла статья, посвященная тому, как дети и подростки воспринимают информацию, полученную с бумажных носителей и с экранов гаджетов.
Несколько месяцев 2020 года, когда дети вынуждены были учиться дистанционно, оказали на них сильное влияние. Родители с тревогой наблюдают за тем, что дети все больше и больше прибегают к гаджетам, работая над любыми школьными заданиями.
«Может показаться, что нет возврата к тому времени, когда процесс учебы подразумевал чтение настоящих книг», – опасаются журналисты. Свои вопросы и тревоги они адресовали детским специалистам – психологам и педагогам.
Оказалось, что вид носителя, которые используют дети при чтении текста, оказывает большое влияние на то, как они усваивают информацию.
Наоми Барон, почетный профессор лингвистики в Американском университете и автор новой книги «Как мы читаем сейчас: стратегический выбор между бумагой, экраном и звуком», говорит: «Поскольку мы используем экраны в социальных целях и для развлечения, мы все - взрослые и дети - привыкли воспринимать онлайн-материалы, большая часть которых была разработана для быстрого и непринужденного чтения без особых усилий. И затем мы склонны использовать тот же подход к чтению на экране с более сложным материалом, который нам нужно выучить, замедлить, усвоить более внимательно. В результате мы можем не уделять этому материалу должного внимания».
А вот мнение доктора Дженни Радески, педиатра, доцента педиатрии в детской больнице Michigan Medicine CS Mott в Анн-Арборе: «Когда дети оказываются в цифровом пространстве, у них есть доступ к бесконечному количеству платформ и веб-сайтов в дополнение к тем электронным книгам, которые они должны читать. Мы помогали нашим детям дистанционно обучаться и видели, что они не могут удержаться, чтобы не открыть какую-нибудь вкладку, не требующую напряжения».
«Всю осень я постоянно помогала семьям вытащить детей из YouTube. Им скучно, а открыть окно браузера легко. Меня беспокоит, что во время дистанционного обучения дети научились ориентироваться на устройства, которые требуют ограниченного и фрагментарного внимания», – говорит доктор Радески.
Профессор Барон говорит, что в экспериментах с учащимися средних школ и университетов также видна разница в усвоении материала с экранов и с бумажных книг. В ходе экспериментов, учащихся просили прочитать отрывок, а затем пройти тесты.
Студенты, которые думали, что они читают лучше или более эффективно на экране, все равно лучше выполняют тесты, если они прочитали отрывок на бумажном носителе.
А студенты колледжей, которые распечатывают статьи, по ее словам, как правило, имеют более высокие оценки и лучшие результаты тестов. Также есть исследования, которые позволяют предположить, что студенты университетов, которые использовали подлинные книги, журналы или газеты для написания эссе, писали более сложные эссе, чем те, которые только что получили распечатки.