Устный счёт
Изображение: Николай Богданов-Бельский. Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского. 1895
Проект положения об осуществлении в России просветительской деятельности разработан Министерством просвещения РФ и выложен 24 апреля на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
Документ определяет «порядок, условия и формы осуществления просветительской деятельности» в учреждениях образования, науки и культуры, а также порядок контроля за этой деятельностью.
Помимо органов власти и местного самоуправления, других государственных органов, а также уполномоченных ими организаций, просветительской деятельностью могут заниматься физические лица, индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица, сказано в документе.
Приводится перечень направлений такой деятельности, который соответствует Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации». В список входят, среди прочего, направления связанные с распространением духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций, знаний о гражданских правах, свободах и обязанностях человека, о здоровом образе жизни, о психологии человека, о выборе жизненного пути и профессии,
Кроме того, к просветительской деятельности относится повышение осведомленности граждан о деятельности органов власти и предоставление им знаний для участия в общественных организациях и движениях, знаний в области инноваций, формирование экологической культуры и популяризация науки, техники и культуры.
В качестве форм осуществления такой деятельности названы презентации, лектории, семинары, мастер-классы, круглые столы, дискуссии, размещение и распространение информационно-печатной продукции, демонстрация и распространение видео- и аудиоматериалов, в том числе в интернет, создание интернет-порталов, а также иные, не перечисленные в документе формы.
Согласно документу, просветительская деятельность должна осуществляться только после заключения договора об оказании услуг с соответствующим учреждением образования, науки и культуры, в рамках которого и будет вестись эта деятельность.
Просвещением граждан не смогут заниматься НКО, признанные иностранными агентами, или организации, имеющие долги по уплате налогов, несовершеннолетние лица, а также граждане, которым по закону запрещено вести преподавательскую деятельность.
Кроме того, договор не будет заключаться с теми гражданами, кто не участвовал ранее «в реализации общественно значимых инициатив» и не занимался просветительской деятельностью в течение предшествующих двух лет.
При этом юридические лица обязаны будут разместить на своем сайте в интернет всю информацию о своей регистрации, о заключенном договоре и о лицах, непосредственно осуществляющих просветительскую деятельность — их образовании, квалификации и опыте работы.
Комментарий РВС
Попытка навести порядок в сфере просветительской деятельности вполне ожидаемо оборачивается простой бюрократизацией этой области. При этом иностранные структуры и иноагенты, засильем которых босновывалась необходимость ужесточения закона, почти наверняка смогут обойти формальные ограничения и продолжить в той или иной форме свою вредоносную деятельность.
А вот для российских общественников, на самом деле занимавшихся патриотической работой, новые ограничения вполне могут оказаться непреодолимыми.