Психиатр объяснил, почему детей с аутизмом становится больше


Папети Доменик-Луи. Итальянская семья. XIX век
Внезапное увеличение числа детей-аутистов за последние 30 лет объясняется не ростом масштабов явления, а изменением критериев при постановке диагноза, заявил главный внештатный детский психиатр Минздрава России в Северо-Западном федеральном округе профессор Игорь Макаров 8 сентября в интервью сетевому изданию «Доктор Питер».

Еще 40 лет назад детский аутизм считался редким расстройством — 0,6–4,8 случая на 10 тыс. детей в разных странах. За последнее время ситуация изменилась, например, в Калифорнии зарегистрированная заболеваемость детским аутизмом выросла с начала 1990-х годов по 2007 год в 7–8 раз.

Подобный рост был отмечен и в других штатах США и странах Европы. В России с 2014 по 2015 годы отмечен рост заболеваемости детским аутизмом во всех областях страны. Так, в Липецкой области за один год зафиксирован рост в 6,9 раза.

«Весь сыр-бор пошел, когда стали изменять и расширять критерии диагностики аутизма. В конце 70-х годов в США начали говорить, что надо шире смотреть на детский аутизм. Был предложен термин „расстройство аутистического спектра“. После этого пошел вал этих диагнозов», — пояснил Макаров.

Отмечается, что введение термина «расстройство аутистического спектра» (РАС) поставило в один ряд пациентов с различными заболеваниями, при которых человек не может нормально взаимодействовать с окружающими. Это не только ранний детский аутизм, атипичный аутизм, органический аутизм и аутизм Аспергера. В круг данной патологии стали включать также детей с нарушениями речи, любыми «странностями» в поведении, с умственной отсталостью, синдромом Ретта, деменцией Геллера и синдромом Дауна.

В качестве примера приводится диагноз «воспаление легких», при котором у пациента наблюдаются хрипы и затемнение в легких, повышенная температура тела, кашель. При этом для диагноза «спектр воспаления легких» врачу достаточно увидеть, что пациент кашляет.

«Детский аутизм стал, как говорит мой коллега, профессор Пашковский, гламурным диагнозом. Всем стало казаться, что распознать детский аутизм очень легко, все знают его признаки, вообще в целом прекрасно разбираются в детской психиатрии. Всё это привело к тому, что только ленивый о нем не говорит», — сказал Макаров.

Как отметил эксперт, благодаря подобному «росту» складывается впечатление, что помогать надо только детям-аутистам. При этом, по словам Макарова, о детях с умственной отсталостью, с шизофренией и многими другими заболеваниями никто не говорит, для них не создаются фонды и не даются гранты.

«Это лукавство. Если говорить о классическом детском аутизме, то роста практически никакого нет. Нет полыхающей эпидемии детского аутизма в мире, есть эпидемия гипердиагностики детского аутизма. У нас в стране это происходит лет 10-12», — добавил психиатр.

Макаров сообщил, что сегодня диагноз «детский аутизм» ставят «все, кому не лень», от родителей до нянечек в детском саду или логопедов. По словам психиатра, общепринятое мнение, будто аутизм это спектральное расстройство, не соответствует действительности.

«Это игра слов, не более. Достаточно открыть европейскую классификацию (МКБ), которая действует в России, где черным по белому написано, что аутизм отнесен к психическим заболеваниям или к психическим расстройствам. Расстройства аутистического спектра в МКБ нет, но, судя по всему, в скором времени оно там появится. Люди, выставляя диагноз РАС, бегут впереди паровоза», — подчеркнул психиатр.

ИА Красная Весна