Способствует ли российское образование раскрытию талантов в каждом?

Российская система образования способна раскрыть потенциал каждого ребенка, заявила руководитель образовательного центра «Сириус» Елена Шмелева.

«Я уверена, что российская система образования может раскрыть потенциал каждого ребенка: мы все вместе продолжаем создавать условия для всестороннего развития каждого, независимо от региона проживания, уровня достатка семей, чтобы воспитать и подготовить профессионалов для российского общества, российской экономики, повышения качества жизни», - Шмелева.

Ранее Шмелева заявила, что суть образовательной деятельности заключается не в «научении» ребенка, а в выявлении и раскрытии его талантов, и что образовательного центр «Сириус» является площадкой для выработки новой образовательной парадигмы.

Комментарий РВС

Задача по раскрытию заложенных в человека способностей чрезвычайно важная. Тем не менее, к ней задачи образования отнюдь не сводятся. Обществу нужны умные, образованные и культурные люди, и образование должно дать каждому школьнику определенную «базу», а если с этой «базой» возникают проблемы, то можно ли говорить о высокой эффективности образовательной системы? Тем более, что и талантам без «базы» пробиться гораздо сложнее, и эти таланты достигнут совсем не тех высот.

В мае 2021 года президент Российской академии наук (РАН) заявил, что уровень подготовки выпускников вузов падает, и это связано не в последнюю очередь с проблемами школьного образования. По его словам, качество образования падало не только в 90-х годах, но и в 2000-ых.

Руководитель лаборатории социальной психологии факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета Людмила Ясюкова давно бьет тревогу в связи с тем, что у выпускников школ из года в год идет падение образованности и культуры, а также снижение интеллекта основной массы детей. Результаты ее тридцатилетних исследований показали, что у современных выпускников школ есть проблемы с планирование, связанные с поверхностностью мышления, неумением анализировать, непониманием причинно-следственных связей.

Наконец, хоть Шевелева и говорит о раскрытии талантов в каждом, невзирая на уровень достатка семьи, в России есть проблема образовательного неравенства, и это признают и сами чиновники. В НИУ ВШЭ заявили, что уровень «образовательной бедности» и до пандемии был достаточно высок (25%), а после пандемии вырос еще сильнее (35%).

Все эти факты говорят о том, что российское образование имеет ряд серьезных проблем, и победные заявления о том, что наша система образования, дескать, может раскрыть таланты в каждом, на фоне этих проблем выглядят совсем не убедительно.