Вопрос о том, как обезопасить молодежь в условиях «цифрового общества» стал основной темой для обсуждения на 11-ой международной научно-практической конференции, открывшейся в Южно-Уральском государственном гуманитарно-педагогическом университете.
«В соцсетях формируются новые социальные идеалы, ролевые образцы, которые переносятся в реальную жизнь. Часто молодежь становится мишенью деструктивных организаций, которые очень активно используют социальные сети и новые информационные технологии для расширения круга своих сторонников. Поэтому сегодня мы связываем вопросы цифровой трансформации и киберсоциализации с вопросами национальной безопасности в том числе», - заявила принявшая участие в мероприятии вице-губернатор Челябинской области Ирина Гехт.
Специалисты отмечают, что вовлеченность молодых людей в виртуальный мир порождает множество серьезных проблем, включая проблему «множественности личности» внутри разных областей виртуальной реальности, формирование интернет-зависимости и зависимости от видеоигр, проблема социализации подростков и так далее.
Чтобы обозначить цифровую среду, в которой происходит взросление молодежи, специалисты ввели специальное понятие – VUCA-мир. Это название происходит от нескольких английских слов:
Volatility – изменчивость;
Uncertainty – неопределенность;
Complexity – сложность;
Ambiguity – двусмысленность.
Решение проблем изменчивого, двусмысленного и сложного мира чиновники намерены возложить на «педагогов нового уклада».
«На конференции рассматривается важный спектр вопросов: это подготовка педагогов нового уклада, готовых к такой трансформации, и формирование стратегии противодействия деструктивным организациям в интернете», - заявила вице-губернатор.
По словам первого замминистра образования Челябинской области Елены Коузовой, педагоги должны сформировать у детей цифровую гигиену, чтобы обезопасить их от нежелательной информации.
Комментарий РВС
Обратите внимание на двусмысленную позицию чиновников. С одной стороны, чиновники признают опасности и уродства «VUCA-мира», а также существование серьезнейших проблем, порождаемых социализацией детей в цифровой среде. Эти проблемы справедливо объявляются вызовом для национальной безопасности страны.
С другой стороны, основной вопрос конференции ставится не о том, как вытащить молодежь из опасной кибер-среды, и не о том, как создать для детей здоровую культурную и социальную среду, огородив их от вредного действия гаджетов. Не это волнует чиновников, а то, как адаптировать детей. Эту адаптацию должны производить «педагоги нового уклада» – те, кто готов к цифровой трансформации общества, т.е. не те, кто борется с наступлением «VUCA-мира», а те, кто сами к этому миру адаптировались.
Вряд ли вы хорошо отнесетесь к врачу, который говорит вам, что у вас злокачественная опухоль, а затем предлагает вам лечить эту болезнь обезболивающим, потому что это верный способ угробить больного. Но именно так ведут себя наши чиновники. Ведь заведомо понятно, что ставка на педагогов не сработает. Если по статистике школьники в среднем по 4 часа в день проводят с гаджетами, то никой учитель не оградит ребенка от влияния нежелательной информации, которую он получит из видеоигр и соцсетей.