Искусственный интеллект разгрузит учителя-человека. А что будет с образованием?


Алгоритмы искусственного интеллекта помогут выбирать образовательную траекторию и темп обучения. Об этом 12 января, со ссылкой на исследование ВШЭ, сообщает РБК.

Сообщается, что сервисы, с помощью которых можно будет персонифицировать учебные программы, разрабатываются как в России, так и за рубежом. Их задача - мотивация учащихся. Кроме того, они должны сделать процесс обучения комфортным для ученика.

Так, в США работает платформа ALEKS, которая действует в стране уже более 20 лет. При помощи искусственного интеллекта эта платформа формирует индивидуальную траекторию обучения. В процессе обучения она сама выявляет пробелы в знаниях и помогает их устранить.

Платформа делает это с помощью семантической карты, связывающей между собой не отдельные темы и дисциплины, а уровни знаний обучающегося. Таким образом курс обучения ученика представляет собой движение от одной темы к другой по этой карте.

Аналогичный подход применяется в России с помощью «Яндекс.Учебника», где преподаватели могут адаптировать программу под учеников с разным уровнем подготовки. Преподаватель в ходе обучения может выбирать, какому ученику какое задание подойдет лучше, тем самым формируя индивидуальные образовательные программы.

Комментарий РВС

За бодрой рекламной проповедью цифровизаторов как всегда не видно главного - каков был итог такого подхода в системе образования в США, от какой "отметки" стартовали и к чему пришли за двадцать лет использования платформы ALEKS. 

Настораживает и то, что таким образом система выстраивается под комфортное, необременительное для ученика обучение, за которым нет преодоления сложностей, нет творческого вызова, на который ученик должен ответить. Вместо этого программа постоянно корректируется в сторону упрощения, тем самым создается вполне очевидная порочная система образования, результатами которой станут люди, не способные решать сложные задачи, которые перед ними будет ставить современность.

Еще одна проблема, которую нельзя не заметить - это судьба учителя-человека. В создаваемой цифровизаторами системе его функция сводится к контролю подачи ученику правильной программы. И очень скоро эту задачу цифровизаторам также захочется передать искусственному интеллекту. Но даже на данном этапе задача учителя в формируемой системе образования уж очень сильно напоминает функционал оператора механизированных ферм. Которую могут преподнести как снятие с преподавателей чрезмерной нагрузки.