Шведский педагог рассказал о рисках при использовании учениками услуг ИИ

Герард Терборх (тер Борх). Женщина пишет письмо. 1655
Использование искусственного интеллекта (ИИ) при выполнении школьниками домашнего задания будет становится всё более серьезной проблемой, сообщает учитель шведского языка и аспирант в Гетебргском университете Эрик Винеро 13 июня в статье, опубликованной в газете Göteborgs-Posten.

Как подчеркивает автор, технологии зашли так далеко, что студенты могут попросить службу искусственного интеллекта написать научно-фантастический рассказ или эссе за несколько секунд. По мнению Винеро, это затрудняет проверку знаний учащегося, а использование ИИ для выполнения заданий помешает студентам учиться думать.

Педагог указывает, что несамостоятельное выполнение заданий всегда было проблемой для школы. При выполнении домашних заданий велик риск, что ученик спишет с кого-нибудь или его текст напишет кто-либо другой. По словам Винеро, во время пандемии школа была вынуждена полностью перейти на дистанционное обучение, в связи с чем случаи списывания стали происходить много чаще.

«Сами старшеклассники утверждают, что на дистанционных экзаменах легче списывать. Согласно ежегодному опросу „Шведы и Интернет“, двое из трех старшеклассников сообщили, что списывать на цифровых тестах легче», — сообщает Винеро.

Автор отмечает, что такая же тенденция наблюдается в высшем образовании. По оценкам Стокгольмского университета, во время пандемии мошенничество увеличилось более чем на 70%, соответствующий показатель в Линчёпингском университете составляет 50%. В Каролинском институте говорят о том, что число списываний увеличилось втрое.

Винеро указывает, что дополнительной проблемой стал искусственный интеллект, поскольку в интернете уже есть бесплатные сервисы, которые могут генерировать практически любой текст поразительного качества. В качестве примера педагог рассказал о своем эксперименте.

Так, Винеро попросил ИИ написать дискуссионную статью на шведском языке о том, как искусственный интеллект увеличивает риск списывания в школе. ИИ составил текст, который, скорее всего, невозможно отличить от написанного человеком. У статьи были некоторые лингвистические недостатки, но самое важно было то, что в ней упоминалось исследование, якобы проведенное в 2018 году и которого в реальности не существует.

«ИИ здесь совершенно беззастенчиво сгенерировал правдоподобную ложь. То, что ИИ может фабриковать такую информацию таким образом, одновременно интересно и тревожно», — пишет Винеро.

Винеро указывал, что искусственный интеллект практически убил возможность давать задания ученикам на дом с целью проверить знания ученика. С задачами, которые ученики считали обычно сложными, ИИ справился относительно хорошо. «Если бы студент отправил мне сгенерированный текст, я бы не обнаружил, что текст поддельный», — подчеркивает педагог.

По мнению Винеро, важно задуматься о том, какова на самом деле цель письма в школе. Как учитель шведского языка он утверждает, что следует делать акцент на создании текста как на процессе, а не на том, какой именно текст создает ученик.

«Научиться писать — значит научиться думать. Мы не должны упускать из виду этот процесс при изучении рисков и возможностей ИИ», — напоминает Винеро.

ИА Красная Весна