Система образования по принципу "необходимо лишь необходимое" как инструмент регресса


Результаты исследования немецких ученых прогнозируют падение мирового ВВП и связывают это с проблемами в образовании. Об этом 13 ноября сообщает Учительская газета.

Специалисты экономического центра ifo Institute (Мюнхен, Германия) опубликовали препринт исследования "Глобальные универсальные базовые навыки: их текущий дефицит и влияние на мировое развитие". 

Они связали падение мирового ВВП с базовыми навыками, которые дети получают в школе. Экономисты считают, что к концу XXI века мировой ВВП может снизиться не менее чем на 11,4%, что составляет около 700 трлн долларов непроизведенной добавленной стоимости.

Исследователи предполагают, что проблема связана с тем, что многие дети не могут освоить школьную программу в полной мере и приобрести навыки, которые могли бы сделать их конкурентоспособными на рынке труда. 

Так, по данным на 2020 год, в среднем 62% детей во всем мире ходят в школу зря, поскольку не приобретают за время обучения необходимые компетенции, в том числе такие, как умение понимать текст. 

В России 24% школьников не осваивают базовые навыки, такой же показывают учащиеся из Северной Америке. В Гонконге – 11%, в странах Северной Африки – 89%.

Комментарий РВС

Исследование немецких экономистов фиксирует провал существующей системы образования, которую после ликвидации альтернативного советского образования, можно уже, хоть и с оговорками, но вполне считать глобальной.

Однако проблема, которую выявило исследование, можно назвать лишь производной от проблемы гораздо большей - повсеместной замены фундаментальных знаний конкретными компетенциями (т.е. этими самыми навыками).

Акцентирование внимания системы образования на приобретении учениками конкретных навыков для того лишь, чтобы получить затем высокооплачиваемую работу, само по себе ведет в тупик. 

Когда взрослые через образовательные модели сначала успешно добиваются внедрения лишь того, что якобы необходимо - конкретных навыков, то потом им очень сложно доказать, что для развития и становления личности нужны и литература, и история, и музыка, и рисование, и множество других дисциплин, из которых и складывается фундамент всестороннего развития человека. 

Единственное, что может помочь выжить и развиваться в быстро меняющемся мире с его быстро устаревающими и становящимися ненужными навыками и умениями, -  это фундаментальные знания по физике, химии и другим естественным наукам. 

Поскольку именно владение фундаментальными знаниями позволяет быстро приспосабливаться к изменениям и осваивать новое. Но именно от них сейчас отказываются в образовании.

В результате происходит регрессивный возврат от "человека разумного" к "человеку умелому". Но ведь все дело в том, что это не какой-то стратегический просчет привел к такому положению дел. Это и был, судя по всему, замысел, лишь промежуточные итоги которого подвели немецкие экономисты