Молодые люди в России демонстрируют высокую степень недоверия ко всем имеющимся медиа, заявила рассказала директор департамента развития массовых коммуникаций международного сотрудничества Минцифры Екатерина Ларина 27 октября, выступая на медиафоруме «Енисей.РФ».
Ларина подчеркнула, что основным ресурсом, которым обладает медиа, является его аудитория и ее доверие. Однако, по ее словам, степень недоверия молодежи к любым медиа очень высока.
Ларина отметила, что у подобного недоверия есть позитивная сторона: это значит, что молодые люди склонны критически оценивать информацию.
Одной из тенденций российской журналистики, по словам представителя Минцифры, является отказ от «журналистики фактов» в пользу «журналистики мнений». Ларина заявила, что такая же тенденция наблюдается на Западе и предположила, что этот процесс может быть естественным.
«Сейчас мы живем в эпоху такого постфакта, когда ты ничему не можешь 100% доверять, тому что пишут, рассказывают и даже показывают. Монтируется и придумывается, и снимается все что угодно и выдается под видом факта», — сказала чиновник.
Комментарий РВС
Минцифры едва ли может признать, что полное недоверие молодых людей ко всем новостным медиа рождается из их невежества - невежества того самого "цифрового человека", которого холит и лелеет само ведомство, продвигая в школах соцсети и киберспорт. Этот человек все еще имеет эмоциональный запрос, поэтому его пока еще увлекает "журналистика мнения". Но и это состояние не является незыблемым.
В желанном для цифровизаторов (а значит и для Минцифры) мире цифровых "метавселенных" люди окажутся полностью погружены в предельно изменчивую среду постправды. В такой среде даже мнения потеряют привлекательность, так как практически перестанут существовать устойчивые носители мнений - живые люди. Их образы будут произвольно создаваться теми же технологиями DeepFake. Говорить и бесконечно повторять в разных вариациях такие персонажи будут то, что выдаст система искусственного интеллекта, настроенная на анализ популярных трендов с поправкой на коммерческие интересы корпораций.
Спасти людей от такого жуткого будущего может только реальный мир с его насущными задачами, живой наукой и творчеством в направлении развития всего Человечества. Но эти цели до такой степени противоположны задачам цифровизации, что просто не воспринимаются специалистами как что-то реальное. По факту они проводят цифровизацию ради самой цифровизации, без конечной цели и без ограничивающих критериев.
Цифровизация не должна формировать человеческие отношения и ценности. Она должна быть ограничена решением инструментальных задач, которые сейчас отнимают у Человечества время, необходимое для пробуждения, раскрепощения и развития творческих способностей каждого человека.