В России улучшили систему геномного редактирования

Изображение: Ольга Скопина © ИА Красная Весна
Генное редактирование людей

Способ модифицировать систему редактирования генома для повышения эффективности распознавания нужной мишени и снижения воздействия на нецелевую ДНК нашли ученые Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН, 6 ноября сообщает ТАСС.

Научный сотрудник лаборатории химии РНК Дарья Новопашина немного рассказала о работе ученых. Система редактирования генома имеет две составляющие белок, разрезающий ДНК и РНК, которая обеспечивает распознавание определенной ДНК. По результатам своих исследований ученые написали статью, которая была опубликована в International Journal of Molecular Sciences.

«Наша статья посвящена тому, что мы вводили различные модификации в структуру одного из компонентов системы редактирования ДНК. Система состоит из двух частей: белка, „разрезающего“ ДНК, и направляющей РНК, которая обеспечивает распознавание определенной ДНК», — сказала Новопашина.

По словам Новопашиной, введение неприродных химических модификации в направляющую РНК позволило улучшить работу с целевыми участками ДНК и уменьшить воздействие на нецелевые участки. Редактирование ДНК позволяет отрезать ген, несущий мутацию и предотвратить развитие патологии в организме. Но система имеет еще ряд недостатков, поэтому ее применение на человеке запрещено.

В некоторых случаях система редактирования генома может оказать воздействие не на тот ген. Исследование новосибирских ученных как раз призвано улучшить систему редактирования генома.

ИА Красная Весна

Комментарий РВС

Улучшение и исключение побочных эффектов с точки зрения науки - это хорошо. Но вот в чьих оно окажется руках в условиях реальной биологической войны и каков контроль за подобными технологиями? Напомним, что формально на Западе и в России достаточно давно действуют комиссии по биоэтике. Впрочем, достаточно вспомнить, что деятельность данных организаций не помешала Бигфарме нагреть руки на пандемии Covid-19. Будут ли эффективны комиссии по биоэтике в других ситуациях?