Замминистра финансов США Уолли Адейомо утверждает, что российский военно-промышленный комплекс из-за западных санкций больше не может производить и обслуживать вооружения, "имеющие критическое значение для операций на Украине". Об этом он заявил 14 октября на встрече экономических представителей западных стран, проводящих антироссийские санкции.
"В результате наших коллективных действий российский военно-промышленный комплекс оказался неспособен производить и обслуживать критические значимое оборудование для операций на Украине", - заявил Адейомо. Он не указал о каких вооружениях идет речь и не обосновал свое утверждение.
По его словам, сложнее всего ситуация в российской микроэлектронике, сталкивающейся с недостатком компонентов, необходимых для производства вооружений. Замминистра утверждает, что два крупнейших производителя микроэлектроники в России временно остановили работу из-за нехватки критических иностранных технологий. О каких производителях идет речь осталось неизвестным.
Отметим, 13 сентября Минпромторг РФ представил концепцию госполитики по развитию российской микроэлектроники до 2030 года, в которой, в частности, признано, что в отрасли существует серьезное технологическое отставание, зависимость от зарубежных технологий и производителей, а также острый кадровый дефицит.
Комментарий РВС
В августе западные СМИ писали, что проанализировали начинку сбитых российских ракет и выявили в них массу западных компонентов. Вряд ли стоит сомневаться, что за десятилетия радикально прозападного курса, которым шла Россия, отечественная элементная база пришла в упадок и активно заменялась на иностранные электронные компоненты, в том числе и в военных изделиях. По оценкам экспертов, на ряде военных предприятий элементная баз в военных изделиях сменилась несколько раз и стала по большей части состоять из экспортных компонентов.
Однако, американский минфин все же выдает желаемое за действительное, когда говорит, что Россия уже не может производить критические компоненты вооружений. С недостатком процессоров мировая промышленность столкнулась еще в ковидный период и это потребовало от российских разработчиков менять схемотехнические решения. Россия столкнулась с дефицитом электроники не сейчас, а значит, это уже неоднократно решавшаяся специалистами задача. Конечно, изменение схемотехнических решений - сложный путь, но он есть. Кроме того, существует достаточно успешная практика работы военной промышленности стран, десятилетия находящихся под западными санкциями. В России определенно есть специалисты знающие как это делалось. Кадры есть и очень важно, чтобы они не только правильно использовались, но и передавали свой опыт молодежи.
Ситуация с российской микроэлектроникой определенно далека даже от удовлетворительной. Так, осваивать техпроцессы меньше 180нм придется почти заново. Это признает даже Минпромторг. Но это надо делать, чтобы промышленность могла работать не только в условиях уже введенных санкций, но и в условиях усиления противостояния. А это только вопрос небольшого времени.