Остановят ли неудачи космической программы Японии милитаризацию космоса?

Каванабэ Кёсай. Божественный ветер. XIX век.

20 марта 2023 года крупнейшая и старейшая англоязычная газета Японии The Japan Times опубликовала многостраничный обзор Рассела Томаса, посвященный космической программе островного государства. Автор полагает, что стремлению японцев конкурировать в бизнесе по запуску спутников могут помешать громкие неудачи последних месяцев. Тем не менее он уделяет немало внимания оборонным перспективам японского космоса и рассматривает передовые разработки и планы, вплоть до космического лифта. ИА Красная Весна приводит перевод этого аналитического текста с незначительными сокращениями.

Правительство Японии надеялось, что тяжелая ракета следующего поколения позволит стране ворваться в мировой бизнес по запуску спутников, а также укрепит обороноспособность островной державы.

Однако 7 марта при запуске ракеты H3 в космическом центре Танегасима (префектура Кагосима) двигатель второй ступени не сработал, и ответственные за старт лица отдали приказ на самоликвидацию H3.

Это не первый случай, когда Япония сталкивается с неудачами в своей амбициозной космической программе.

Двадцать пять лет назад большой помпой сопровождался запуск орбитального аппарата «Нозоми» («Надежда»), который был отправлен на Марс для изучения верхних слоев атмосферы Красной планеты.

Несмотря на то, что орбитальный аппарат 23 июля 1998 года успешно стартовал из космического центра Утиноура в префектуре Кагосима, уже начало миссии не предвещало ничего хорошего. Неполадки вынудили чиновников космического агентства разработать «оригинальную серию ускорителей лунной и земной гравитации», писал зимой 2003 года журнал Lunar and Planetary Information Bulletin. Однако гравитационные маневры в конечном итоге сбили «Нозоми» с курса.

В то время «Нозоми» был частью небольшого флота транспортных средств, направлявшихся на Красную планету: марсоходов-близнецов НАСА «Спирит» и «Оппортьюнити», орбитального аппарата «Марс Экспресс» Европейского космического агентства и британского посадочного модуля «Бигль-2», который был запущен европейцами.

Британская миссия провалилась, и более 11 лет спустя неработающий «Бигль-2» был найден на поверхности Марса. Миссия «Нозоми» также не удалась: японское космическое агентство отказалось от орбитального аппарата после потери с ним связи.

В то же время отметим, что до этого Япония запустила десятки спутников: первый — Ohsumi, в 1970 году, сделал страну четвертой в мире космической державой после СССР, Соединенных Штатов и Франции. С той поры Япония осуществила десятки орбитальных и межпланетных миссий.

По данным журнала Sustainable Japan за прошлый год, Япония занимает второе место в мире по объему государственных и частных инвестиций в космические предприятия.

Частный сектор космической индустрии фактически переживает бум: сейчас около 60 японских компаний занимаются космическими программами, тогда как десять лет назад их было менее десятка. Одним из новейших является CrossU, дочернее предприятие гиганта недвижимости Mitsui Fudosan, запущенное в прошлом месяце и уже начавшее сотрудничество с Японским агентством аэрокосмических исследований (JAXA).

Японии еще предстоит наверстать упущенное и догнать конкурентов. По состоянию на апрель 2022 года на орбите находится более 5465 спутников: 3433 из Соединенных Штатов, 541 из Китая и 172 из России.

Япония вывела на орбиту почти 100 спутников, но быстро набирает обороты. Девять были запущены в конце 2021 года, и до 2027 года планируется вывести на орбиту еще 50 для отслеживания гиперзвуковых ракет следующего поколения. Сообщается, что в разработке находится и первый в мире деревянный спутник.

Однако недавняя неудача ракеты H3 предвещает новые препятствия на пути реализации мечты Японии о космосе.

Неудачный запуск 7 марта последовал за попыткой старта в феврале, которая была прервана незадолго до взлета из-за неисправности электрооборудования.

Через пять минут после последнего запуска скорость ракеты начала быстро падать, упав с 12 000 км/ч до 10 000 км/ч менее чем за две минуты. Запуск был признан неудачным через семь минут после взлета, когда официальные лица подтвердили, что двигатель второй ступени не запустился.

Остатки ракеты стоимостью 200 миллиардов иен (115 млрд руб.) упали в море к востоку от Филиппин.

Выступая перед запуском, исполнительный советник Национального комитета по космической политике при кабинете министров Хироаки Акияма был настроен позитивно.

«(H3) продемонстрирует миру, что Япония имеет возможность запускать необходимые ей спутники в любое время — другими словами, что у нее есть возможность свободно заниматься космической деятельностью», — сказал Акияма, называя проект «ракетой, которая должна добиться успеха».

Акияма также объяснил, что космическая программа страны будет «сильно затруднена», если ракета взорвется или произойдет другой сбой.

Неудачный запуск ракеты дополняет другие недавние неудачи программы JAXA.

В октябре 26-метровая ракета «Эпсилон-6» также не смогла выйти на орбиту, а в ноябре космическое агентство потеряло связь с «Омотенаши» — лунным спускаемым аппаратом, который должен был измерять лунную радиацию. Но Акияма считает, что потеря посадочного модуля «была не такой уж серьезной».

Однако начало года принесло новости получше. Так, в январе был произведен успешный запуск ракеты H-IIA, несущей спутник радиолокационной разведки IGS-7.

Между тем, по данным научного журнала Nature, в 2022 году по всему миру было проведено рекордное количество космических запусков. Всего их было 180, причем 78 запусков SpaceX вывели Соединенные Штаты на первое место в таблице. Китай, который отчитался о 62 успешных запусках, почти втрое превысил достижения России, а европейских запусков насчитывалось всего пять. Новая Зеландия осуществила девять запусков со своего частного космодрома, любезно предоставленного американской компанией Rocket Lab, в то время как космическая программа Индии значительно расширилась в 2022 году за счет пяти запусков.

А вот для Японии 2022 год не был удачным в том, что касалось ее официальной космической программы.

Частные же японские компании демонстрируют многообещающие результаты.

Стартап Space One в конце прошлого года представил свой новый космодром Kii в префектуре Вакаяма.

Другое частное предприятие Ispace в декабре использовало ракету SpaceX Falcon 9, чтобы вывести на курс к Луне свой лунный спускаемый аппарат HAKUTO-R. На борту посадочного модуля также находится «Рашид», первый луноход Объединенных Арабских Эмиратов, и SORA-Q, трансформируемый робот.

SORA-Q — результат партнерства JAXA и производителя игрушек Такара Томи, был разработан 37-летним Кента Хасибой, который, вдохновившись «Трансформерами», создал робота размером с бейсбольный мяч, способного переходить в режим передвижения.

Однако SORA-Q — не первый робот, который используется в космосе. В 2010 году НАСА доставило своего гуманоида Robonaut2 на Международную космическую станцию. Три года спустя Япония отправила робота по имени Киробо (Kirobo) вместе с первым японским командиром МКС Коити Вакатой.

Компания вокруг Киробо является классическим примером мягкой силы — частью космической политики, которая «выставляется напоказ как образец добровольно введенных ограничений на ремилитаризацию», как было написано в эссе 2019 года под названием «Прячется на виду? Милитаризация космоса Японией и вызовы доктрине Ёсиды», опубликованном в журнале Asian Security Journal.

Один из авторов эссе, Кристофер Хьюз, профессор международной политики и японоведения в Университете Уорика, Англия, называл Киробо «одним из ярких примеров гражданского спектра космических программ Японии, который помогает сформировать восприятие всего, что Япония делает в космосе, как „не представляющего угрозы“, „действий на благо человечества“, и даже „умилительности“».

«(Это) приводит к формированию схожих впечатлений обо всех космических программах страны, даже если на самом деле они больше ориентированы на двойное использование», — сказал он в интервью The Japan Times.

Подобный пример можно увидеть и в запусках японских спутников ETS-VII в 1990-х годах. Эти объекты носили «вполне военный характер», говорит Хьюз, отмечая, что они в первую очередь продемонстрировали противоспутниковые возможности Японии.

«Основной закон о космосе 2008 года отменил резолюцию 1969 года об использовании космоса в мирных целях, которая теоретически предотвращала военное использование космоса», — заключает он.

Акияма, который также является профессором Института образования в области космоса при Университете Вакаяма, считает, что Основной закон о космосе помог укрепить отрасль.

«Принятие закона и последующие изменения в структуре Консультативного совета привели к реакции рынка, и численность специалистов, работающих в отраслях, связанных с космосом, начала увеличиваться», — утверждает он.

Однако милитаризация космоса, безусловно, не является чем-то новым.

По словам Хьюза, космос все чаще рассматривается как потенциальная сфера конфликта, особенно с тех пор, как Китай испытал противоспутниковое оружие в 2007 году.

«(Это) усилило опасения по поводу попыток государств отключить спутниковые возможности друг друга и де-факто „ослепить“ друг друга», — говорит он.

Аналогичное испытание, проведенное Россией в конце 2021 года, побудило Японию выступить с заявлением, осуждающим этот шаг, заявив, что оно «подрывает устойчивое и стабильное использование космического пространства».

Акияма указывает на продолжающийся на Украине конфликт как на доказательство того, что «усилия по сохранению способности свободно действовать в космосе были чрезвычайно важны для безопасности».

Он ссылается на отмененный запуск и последующую конфискацию российскими властями 36 спутников OneWeb в марте прошлого года.

Недавний обзор Reuters статей, опубликованных в китайских оборонных журналах, показал, что «Китаю нужна способность сбивать низкоорбитальные спутники Starlink», которые оказались «очень ценными для поддержки использования беспилотных летательных аппаратов вооруженными силами Украины».

«Переход к военному использованию космоса, конечно, является частью более широкого сдвига в самопровозглашенном намерении Японии „фундаментально укрепить свой оборонный потенциал“ в ответ на предполагаемое ухудшение обстановки в области безопасности», — говорит Хьюз.

Передовые космические технологии, добавляет Хьюз, позволяют силам самообороны страны дополнять космические возможности США, делая Японию «более полезным и „бесшовным“ партнером по альянсу».

Хотя Япония поощряет свою собственную космическую программу, начиная с ракеты «Карандаш», разработанной и впервые запущенной в 1955 году, она, «как и другие политики», говорит Акияма, «не может легко отклониться от траектории следования за Соединенными Штатами». Для сравнения, по его словам, Китай и Индия с самого начала «бесконтрольно продвигали» свои собственные космические программы.

Частные компании также предоставляют потенциальные решения для обеспечения безопасности, одним из примеров чему является Astroscale. Базирующаяся в Токио компания предоставляет услуги по удалению космического мусора, обломков, «которые могут быть использованы с целью нарушения работы спутниковых сетей других стран», — говорит Хьюз.

Astroscale в феврале привлек инвестиции от Mitsubishi Electric — говорится в заявлении Масахико Араи, генерального менеджера подразделения оборонных систем Mitsubishi.

По словам Хьюза, Япония нуждается в более эффективной разведке и наблюдении, обеспечиваемых стратегическими спутниками.

Акияма считает, что вместо того, чтобы перенаправлять часть национального бюджета на собственную космическую программу, японским компаниям необходимо выяснить, как привлечь инвесторов из-за рубежа.

«В 2050 году космическая индустрия будет генерировать почти 100 трлн иен только на ракеты, спутники и наземное оборудование, — говорит Акияма. Прогнозируется, что этот сектор может достичь 200 трлн иен, если включить в него другие сегменты, такие как космические путешествия».

«Космические амбиции Японии должны быть структурированы таким образом, чтобы охватить не только национальный бюджет, но и частных инвесторов», — отметил Акияма.

В качестве примера Акияма указывает на создание Исследовательской группы по космическому развитию в конце прошлого года, чтобы помочь направить иностранные инвестиции в космическую программу Японии.

В прошлом Япония достигла и некоторых успехов в космических полетах, особенно в том, что касается космических миссий для изучения новых объектов.

В 2005 году Япония стала первой страной, аппарат которой успешно «приземлился» на астероид и извлек образцы, благополучно вернув их на Землю в 2010 году. Затем ракета «Хаябуса» второго поколения впервые посадила зонд на астероид, прежде чем собрать образцы и вернуть их на Землю в 2020 году.

«У нас есть сильные стороны в области науки о твердых планетах и астрономии», — говорит Акияма, отмечая также, что Япония была первой страной в мире, осознавшей потенциальное «поле из метеоритов», которые сохранились нетронутыми в ледовом щите Антарктиды, после японской антарктической исследовательской экспедиции 1969 года в горы Ямато.

Акияма также упоминает космические лифты. Это преимущественно гипотетическая конструкция (сверхдлинный лифт, поднимающийся с поверхности Земли в космос) устранила бы барьер, связанный с необходимостью использования ракет, расходующих топливо, для прорыва сквозь атмосферу Земли, что позволило бы облегчить и удешевить космические путешествия.

«(Идея) хорошо принята в Японии, — говорит он. Ее реализация — это вопрос технической теории — возможно ли создать достаточно легкое и прочное углеродное волокно или нет».

Другая проблема, по его словам, заключается в том, что стране, обладающей возможностями космического лифта, пришлось бы ограничить запуски другими средствами (например, ракетами).

«Тогда можно будет провести различие между странами, у которых есть космические лифты, и теми, у которых их нет», — говорит Акияма. Фраза «космическое пространство должно быть свободно для исследования и использования всеми государствами» содержится в Договоре по космосу, который был подписан в 1967 году.

Космические лифты первоначально были задуманы Константином Циолковским, русским ученым-новатором, которого вдохновила построенная в 1895 году Эйфелева башня. Теперь компания Obayashi, стоящая за другой башней — Tokyo Skytree — пытается реализовать видение Циолковского.

Obayashi пообещала завершить строительство космического лифта к 2050 году при условии наличия необходимых материалов.

В 2018 году команда из Университета Сидзуоки протестировала движение лифтов в космосе с помощью двух отдельных спутников. В то время Йодзи Инсикава, ведущий исследователь проекта, назвал космический лифт «весьма возможным».

Однако до реализации еще далеко. Этот проект основан не только на инженерном мастерстве, но и на зрелости международного сообщества.

Как замечает Акияма, строительство космических лифтов (и почти всего остального в космосе) зависит от «глобальной социальной системы».

ИА Красная Весна