Джон Гилберт, Пьесы Уильяма Шекспира 1849
В «белизне», связанной с колониализмом, обвинили пьесу Уильяма Шекспира «Король Лир» профессор мировой литературы Прети Танеджа и доцент Урваши Чакраварти в серии «Антирасистских семинаров по Шекспиру», организованных лондонским театром «Глобус», 16 января сообщает сайт Breitbart News.
«Белизна» — распространенный термин в рамках критической расовой теории (CRT).
Говоря о решении короля Лира в пьесе разделить свое королевство между тремя дочерьми, профессор Танеджа связала это с деятельностью Британской империи в Индии. Также она утверждает, что центральное место в пьесе занимают «родство, белизна и могущество».
«Размышляя через призму власти и белизны, то, что мы на самом деле делаем, — это начинаем понимать стратегии этой власти и то, как эти стратегии затем применяются в расовом ключе», — утверждает Танеджа.
«Мы рассматриваем стратегию разделения, разделяющее правление, которое, по сути, является ядром империи»,— сказала профессор о трагедии Шекспира.
«Как только мы начинаем понимать стратегии власти, мы можем подумать о других вопросах, которые так важны для Лира, и о том, как, когда мы понимаем их как царственность, белизну и могущество — как божественно наделенное могущество, — тогда мы начинаем задавать вопросы о том, кому разрешено считаться человеком в этой структуре», — сказал приглашенный театром «Глобус» спикер.
Профессор Чакраварти выразила опасение, что если люди не смогут рассмотреть «белизну» в пьесе, то в итоге оставят ее «неоспоренной».
«И мы также, я думаю, рискуем потерять возможность увидеть, насколько белизна и работа белого превосходства связаны с государственным строительством, со структурами наследования, с государствами королевской власти, воспроизводства, религиозной легитимности класса»,— добавила она.
«То, что они пытаются сделать, это отцентрировать белизну, сделать ее видимой и сделать ее работу видимой, чтобы мы все могли коллективно бросить вызов ее действительно разрушительному потенциалу и истории, и, ну, мы наблюдали за текущими событиями вокруг этой работы и разрушениями, которые она несет сейчас», — сказала она о лондонском театре «Глобус».
Напомним, в одной из постановок «Глобуса» христианская святая Жанна д’Арк представлена как трансгендер.
Постановка под названием «Я, Жанна» показала национальную героиню как личность с местоимениями «они», переосмыслив ее борьбу за свободу Франции против англичан как стремление отстоять свою гендерную идентичность.