Что не так с будущей стратегией образования?

Слова министра просвещения РФ Сергея Кравцова, уверены, многих порадуют. Казалось бы, Кравцов, описывая разрабатываемую стратегию образования до 2040 года, говорит правильные вещи:

«Задача стратегии — воспитание гармонично развитой личности, патриота своей страны, школьника с широким кругозором, любящем свою страну, культуру и понимающим все те возможности, которые сегодня даёт экономика нашей страны для развития и профессионального... для трудоустройства и дальнейшего развития каждого гражданина».

И тем не менее, мы убеждены, что это очередной обман для успокоения граждан. Ведь вначале министр заявляет:

«Качество образования повышается. За 4 года количество непреодолевших... отстающих школьников у нас сократилось с 25% до 15%».

То есть как бы всё замечательно. Образование улучшается (хотя в вузах почему-то видят снижение знаний абитуриентов). Чего же надо желать еще? Затем Кравцов произносит странную фразу:

«Нам очень важна стабилизация в системе образования».

Что же тогда хочет застабилизировать Кравцов? Разгадка кроется в следующих словах:

«И вот как одна из целей, стратегия — это будет создание с самого раннего возраста условий для развития индивидуальных способностей и талантов каждого ребенка с раннего возраста, начиная с дошкольного образования, возможности приобретения знаний, умений и навыков, компетенций для осознанного выбора профессии, развития профориентации, чтобы уже ребенок в школе понимал, какие у него есть возможности, и мы реагировали в том числе на потребности школьников».

Мы уже не раз писали, что для осознанного выбора будущей профессии необходим достаточный кругозор, который ребенок сможет приобрести только к концу школы. Раннее «выявление талантов» на самом деле профанация, которая нужна не для раскрытия таланта, а для сужения поля выбора путей развития.

Но именно это и насаждается путем навязывания «индивидуальных траекторий развития», которые нужны для обоснования отбрасывания части предметов, сужения кругозора ученика, направления его по одной «траектории». Надо ли говорить, что траекторию эту будет задавать вовсе не ребенок?

Сейчас как раз внедряется инструмент для направления детей в нужную властям сторону: так называемый «искусственный интеллект» в образовании. Он широко рекламируется, заявляется, что он будет подбирать детям задания, исходя из их склонностей и интересов.

Мы уже неоднократно говорили, что никаким интеллектом ИИ не обладает, а его способность правильно определять направление развития ничем не подтверждена. А раз так, то действовать этот инструмент будет в логике своих создателей, направляя и формируя из наших детей тех работников, которых будут заказывать образовательной системе — и не факт, что это будет делать только государство.

Вырваться из этой системы смогут немногие, попавшие в элитные школы, где сохранится полноценное разностороннее образование с живыми учителям, в отличие от массовых школ. В основном это будут дети обеспеченных родителей.

Это хорошо соотносится с действиями правительства по перестройке системы массового образования. В этой системе создаются немногочисленные элитные учебные заведения с параллельным понижением качества образования в остальных.

Таким образом, никаких признаков того, что новая стратегия не будет продолжением имеющейся, судя по словам Кравцова, нет.

Вот о какой стабилизации на самом деле говорит Кравцов. Это дооформление и стабилизация системы производства граждан с заданными качествами, фактически новая система закрепощения людей, о которой идеологи трансформации образования говорят уже давно.