Об опасностях интернета для детей сейчас не говорит только ленивый. Причём, как у нас, так и на Западе.
Угрозы самые разнообразные: от «обычных» мошенников до агентов ЦИПСО. У всех, наверное, на слуху история, когда неизвестный из интернета давал оставшемуся одному дома ребенку указания включить газ, а потом чиркать зажигалкой.
Хорошая новость состоит в том, что опасности наши власти осознают. Вот, например, уполномоченный по правам ребёнка в Алтайском крае Ольга Казанцева решила предупредить родителей об опасностях, которые грозят детям и научить их этих опасностей избегать.
Начинается урок с описания опасностей и тут, помимо целей вербовщиков и провокаторов дается их психологический портрет: «Это тонкие психологи, обученные техникам и методикам воздействия на психику людей». Верно подмечается, что дети и подростки могут попасть в их сети «в силу личностной незрелости, отсутствия жизненного опыта».
В силу этих и других причин дети «не всегда могут отличить фейковые новости от реальных». Всё правильно. Но как предлагается оградить детей?
Читаем, как обезопасить ребёнка:
«1. Заранее проинформируйте его обо всех возможных рисках и угрозах сети». — Совсем обо всех? А ничего, что даже рассказ про некоторые риски может подпасть под статью «Развращение малолетних»?
«2. Научите подростка не отвечать на сомнительные сообщения в социальных сетях». — Но вы же сами выше писали, что дети в силу своих возрастных особенностей не всегда могут отличить правду от лжи. А что с той стороны сидят «тонкие психологи», уже забыли?
«3. Спрашивайте или аккуратно проверяйте, с кем подросток ведет личные переписки». — даже комментировать не будем. Родители должны установить негласную слежку за ребёнком.
Также рекомендуется обращать внимание, не появились ли у ребёнка новые подозрительные интересы, поддерживать контакт с друзьями и одноклассниками ребёнка, их родителями. Это в любом случае полезно, тут никаких возражений.
И, наконец, в пункте «5» содержится действительно ценный совет: «Важно, чтобы в семье были возможности для получения позитивных эмоций вне интернета». Только с нашей точки зрения, желательно, чтобы интернет ребёнку вообще был не нужен, а все позитивные эмоции он он мог получать в реальной жизни.
Потому что, несмотря на уверения, что «цифровая среда — это такое же пространство как и улица: в нем есть и риски, и возможности», никаких таких возможностей, без которых ребенок не мог бы обойтись, в интернете нет. А рисков, как уже говорилось, вагон. Не случайно на Западе говорят уже о полном запрете смартфонов и соцсетей для детей.
Финальный посыл агитки такой: «Мир уже не вернётся в доцифровую эпоху, поэтому важно научиться использовать технологии во благо. А для этого нужно обладать критическим мышлением и постоянно развивать навыки цифровой грамотности».
Насчёт того, куда дальше двинется мир мы, в отличие от алтайской правозащитницы, не знаем. Но знаем точно, что без развитого критического мышления (которое, кстати, современная школа и не стремится развивать у детей) в интернет детям и подросткам заходить опасно.
Стоит отметить, что такая двойственная позиция характерна не только для алтайской правозащитницы, но и для нашей занимающейся детьми системы в целом. Они хотят насаждать цифру в школах (и в целом в стране) и потому не могут по-настоящему защищать детей от интернета.
А значит, лучше всего родителям не слушать вредных советов по развитию у детей «цифровой грамотности», а оградить их от среды, где «тонкие психологи» смогут обрабатывать их во вред им самим и нашей стране.