Очередной воспитательный урок превратили в рекламу так называемого «искусственного интеллекта» вообще и сберовского «кота» в частности. Как и во всякой рекламе главное — не то, о чем говорят, а то, о чем умалчивают.
Первое и главное, о чем умалчивается, это то, что термин «искусственный интеллект» придуман для пропаганды самообучающихся программ, на самом деле никакого интеллекта (то есть способности творчески решать задачи) у нейросетей нет.
Второй очень важный момент имеет прямое отношение к школе. Не существует серьезных исследований, которые бы показывали пользу от подобных программ в образовании. Поэтому когда диктор заявляет, что «с помощью интерактивных программ и обучающих игр закреплять полученные знания интересней», он говорит об интересе, а не о пользе.
Многочисленные исследования о влиянии компьютерных технологий на развитие интеллектуальных навыков показывают обратное: разнообразные электронные устройства не улучшают, а ухудшают усвоение материала. И это объяснимо: для серьезного усвоения материала необходимо серьезное же отношение к предмету, а решая учебные задачи, школьник или студент занимается не рутинной деятельностью, а осваивает новые навыки, и облегчать эту работу не только не нужно, но и вредно.
Как верно отмечается в ролике, компьютерная автоматизация любой сложности может помочь в решении рутинных задач, чтобы разгрузить от них человека. Но обучение не является такой задачей!
И в этом смысле даже перекладывание на ИИ работы учителя способно снизить качество обучения. Однако учителей почему-то «разгружают» не от несвойственной им работы, вроде написания отчетов или ведения страничек в соцсетях, а именно от главного: подготовки и проведения уроков.
Школьникам, особенно в начальной школе, нужно рассказывать не про то, как искусственный интеллект может облегчить им жизнь, а о том, как важно развивать их собственный интеллект, который будет с ними всю жизнь и не подведет, даже если выключат всё электричество.
Но, видимо, в почете сейчас интеллект искусственный потому, что ради повышения естественного надо много и упорно трудиться. А у «Алисы» можно получить, не напрягаясь, «простые ответы на сложные вопросы» (цитата с урока). Что и заложат нашим детям в головы рекламщики от Сбера.