Годы реформ основательно подкосили систему образования в России — как среднего, так и высшего. И когда грянул гром СВО, наши чиновники зачесались и стали думать, как быть дальше.
Обращаться к опыту СССР, имевшего едва ли не лучшую в мире систему образования, нельзя по идеологическим причинам. А продолжать реформы, фактически лишающие страну образованных специалистов, уже, понятно, не вариант.
В результате мы наблюдаем попытки усидеть на двух стульях: с одной стороны, возвращают сроки подготовки инженеров, с другой — продолжают отказываться от фундаментального образования в угоду подготовки узких специалистов. Об этом недавно министр образования Валерий Фальков рассказывал.
Подается это под соусом «большей гибкости», хотя как раз гибкость и теряется: заточенный под конкретные операции специалист не сможет легко перестроиться под другую работу (что всегда было сильной стороной выпускников советских вузов). Вместо недоинженеров, как в глаза и за глаза называли бакалавров, предлагается выпускать узко заточенных специалистов, подобных флюсу, как едко было замечено в одном из афоризмов Козьмы Пруткова.
Кто от этого выиграет, понятно: авторы всевозможных курсов по «перезаточке» специалистов под другую, схожую задачу, которым будут платить выпускники российских вузов. В проигрыше, как обычно, окажется государство.