Треть многодетных семей в стране — бедные
Росстат сообщил, что доля малоимущих среди многодетных семей снизилась с 54,3% в 2015 году до 30,5% в 2022-м. А к 2036-му, если правительство будет следовать указаниям Путина, и вовсе снизится до 8%.
Во-первых, обращает на себя внимание то, что совсем ликвидировать бедность среди многодетных даже не планируется. Хотя казалось бы, именно такие семьи должны быть в фокусе внимания государства, борющегося за улучшение демографии.
Но есть и еще один коварный момент, по которому статистика, видимо, еще не собрана. Затраты семьи с детьми, как это ни парадоксально, возрастают со взрослением детей.
Чем ближе к окончанию школы, тем больше родители, обычно, начинают замечать огрехи современного образования и понимать, что школа не может гарантировать приличной сдачи экзаменов: ОГЭ и ЕГЭ. А это означает затраты на репетиторов, курсы и так далее.
Похожая ситуация и с медициной. Вероятность возникновения проблем со здоровьем обычно с возрастом увеличивается, а бесплатная медицина у нас давно отсутствует по факту. То есть она есть, но бесплатно вылечиться нереально.
Расходы достигают кульминации, когда дети заканчивают школу и идут либо в вуз, либо в среднеспециальное учебное заведение. Которые, как мы уже хорошо знаем, тоже часто платные. И это уже очень большие деньги.
А где-то в этот момент семья перестает быть многодетной по достижении старшим ребенком 18 лет (или еще плюс 5, если он в вузе, но это отдельная история). И семья выпадает из статистики, хотя она может скатиться в категорию малообеспеченных именно в этот момент.
Государство такого положения дел как бы не видит, но ведь граждане, собирающиеся заводить много детей, не могут не заглядывать в собственное будущее. Вот и получается, что власти оптимизируют какой-то один параметр, а он не дает решающего эффекта потому, что картина сложная и параметров много.
Но оптимизация ведется по отдельным простым параметрам, в то время как оптимизировать надо жизнь людей и семей, а не экономические показатели. Но это возможно в совсем другом государстве, социальном по сути, а не по декларациям.