Поручение президента правительству по итогам конференции по искусственному интеллекту, имеет огромную важность, так как судя по действиям властей в области образования, именно ИИ должен в перспективе заменить учителей. Напомним, мы уже писали, почему такая замена обрушит российское образование:
«Одна из главнейших задач педагога — заинтересовать своим предметом учеников. А это невозможно без материалов, выходящих за рамки программы, каких-то примеров или случаев из жизни. И сильно зависит от самой аудитории. Это называется «чувствовать аудиторию». Разная аудитория может потребовать разных образов и примеров.
Еще одной задачей педагога является то, что называется «удержать аудиторию», то есть удерживать внимание. А это невозможно без того, чтобы наблюдать за ней и видеть реакцию. И в зависимости от реакции — варьировать подачу материала, даже если ученики не задают вопросов.
Еще одной задачей педагога является простая обратная связь с учеником в виде ответов на вопросы. Но вопросы формулируются человеком, и ответы на них зачастую нетривиальны — они могут содержать образные примеры, аналогии и иные творческие вещи, недоступные нынешнему ИИ, поскольку на деле это вовсе не ИИ, а большая база данных, в которой ищутся ответы. Они не генерируются. И если в базе ответа нет, то ученик его не получит или получит не связанный с вопросом ответ. Что мы можем наблюдать зачастую в «общении» с «Алисой» от «Яндекса».
К тому же, заинтересованные ученики способны задавать вопросы, выходящие за рамки школьного курса. И, наконец, самая очевидная задача — передача знаний. Но, как мы видим, чтобы дойти до этой задачи, нужно сначала решить несколько нетривиальных. А этого нынешний так называемый искусственный интеллект сделать не может».
Таким образом, внедрение ИИ в корне противоречит заявлениям чиновников, согласно которым российская школа возвращается к советскому опыту и снова будет готовить не «человека-потребителя», а человека-творца. Творец должен иметь широкий кругозор, чтобы черпать идеи для творчества в разных сферах — именно этим и занималась советская школа и именно от этого отказалась российская школа, вводящая «профилизацию» всё раньше и раньше.
Но это почему-то не смущает ни президента, ни тех, кто двигает наше образование. Цифровизация школ идет полным ходом. Во многих регионах школы уже оборудованы компьютерами, электронными досками, подключены к интернету.
Теперь общество приучают к мысли, что детей будет учить ИИ, опубликованное поручение президента укладывается в рамки этой политики. Уже сейчас целые классы переводят на дистанционное обучение в связи с нехваткой учителей.
Эта нехватка будет только нарастать и в какой-то момент будет объявлено, что ИИ — это полноценная замена учителю и только так можно справиться с нехваткой учителей. На массовом российском образовании поставили крест.