Поможет ли отмена ОГЭ и ЕГЭ для будущих рабочих?

В Госдуме обсуждали нарастающий дефицит рабочих рук практически в режиме паники. Всё меньше желающих получать среднее профессиональное образование, когда потребность в рабочих растет.

Председатель ГД Вячеслав Володин предложил в два-четыре раза сократить время подготовки для рабочих — с четырех лет до одного-двух. Он же предложил желающим получать СПО не сдавать ОГЭ и ЕГЭ (то есть фактически закрыть себе путь к получению высшего образования).

Обсуждались также меры по привлечению в колледжи опытных рабочих и мастеров (что явно нереально сделать без повышения там зарплат). Не унывал, похоже, только министр просвещения Кравцов, бодро отчитавшийся по тому, сколько специалистов планируется подготовить, да какие образовательные стандарты были пересмотрены.

При этом никто не хочет обсуждать истоки проблемы. Снижение престижа рабочих профессий и острый дефицит кадров появились ведь не просто так.

Власти последовательно и целеустремленно, начиная с 90-х, разрушали образ рабочего как созидателя. Насаждался (и продолжает насаждаться) образ человека труда как неудачника, находящегося внизу общественной лестницы, маргинального и неустроенного.

Образ интеллигентного слесаря Гоши из фильма «Москва слезам не верит» сменил недалекий Сергей Беляков из «Нашей Раши». Зачем это делалось, понятно: воюя с коммунизмом, власти стремились опошлить все главные коммунистические образы, начиная с образа пролетария как благородного спасителя человечества.

Без серьезного обсуждения этого вопроса найти достойное решение проблемы рабочих рук не получится. Хотя бы потому, что привитые в постсоветское время идеологические установки простыми мантрами не снимешь. Но и не только.

Пытаясь в авральном режиме насытить рынок труда рабочими, законодатели упускают важный момент: качество рабочих рук не менее важно, чем количество. Предлагаемое понижение образовательной планки для рабочих приведет к неминуемому понижению этого качества, потому что образование не только про знания, оно еще и про развитие мозга.

Однако наши власти боятся серьезного разговора как огня и предпочитают ему бег по давно известным граблям. В проигрыше, как обычно, будем мы все.